Пневматическая шина медицинская: предназначение, типы, наложение

При переломах для безопасной транспортировки пострадавшего используются разные виды шин, но прежде, чем накладывать тот или иной фиксатор, необходимо разобраться, в чём их преимущества и когда лучше использовать ту или иную конструкцию.

Из проволоки

Лестничная шина Крамера применяется при переломах рук или ног. Изготавливается она из проволоки и напоминает по своему строению лестницу. В случае закрытого перелома накладывать такую конструкцию можно непосредственно на одежду.

Перед использованием проволочную заготовку нужно обложить ватой, которая закрепляется при помощи бинта. Моделируют и изгибают проволочное полотно по здоровой руке, после чего прикладывают к повреждённой руке, следя при этом чтобы конструкция охватила два сустава, а не только область перелома.

Для фиксации бедренного сустава используют сразу три шины. Одна ложится с внутренней стороны, другая снаружи, а третья под ногу. После того, как вся конструкция будет уложена, её прибинтовывают к конечности при помощи бинта, заполняя свободное пространство внутри ватой или одеждой, чтобы нога не могла свободно перемещаться.

Шина Дитерихса – ещё одна транспортная конструкция, которая была предшественником предыдущей. Состоит она из двух деревянных элементов – доски с просверленными отверстиями и доски, в которую вкручена втулка. Обе части соединяются между собой, что позволяет обеспечить надёжную иммобилизацию повреждённой конечности. Но использовать эту модель можно только в случае перелома ног, для иммобилизации при травмах верхних конечностей она не подходит.

Основными показаниями для использования этого прибора можно считать:

  1. Массовое повреждение мягких тканей.
  2. Ожоги.
  3. Отморожения.
  4. Синдром длительного сдавления.
  5. Повреждения кровеносных сосудов.
  6. Повреждения нервных стволов.
  7. Повреждения костей.
  8. Повреждения суставов.

При этом используемые шины должны обеспечить надёжную фиксацию в физиологически выгодном положении и в то же время быть простыми в применении, чтобы наложение их не сказалось на общем состоянии пациента и на занимало длительный период времени.

Пневматические

Медицинская пневматическая шина – герметичная камера, внутрь которой помещается повреждённая конечность, вокруг которой происходит подача воздуха. Различают три типа устройства. Первое предназначено для кистей и предплечий. Второе — для стопы и голени, а третье — для бедра и коленного сустава.

Используются эти предметы не только при явном переломе, который можно определить по имеющимся симптомам, но и при подозрении на перелом, при повреждении крупных и мелких суставов, при травмировании мягких тканей с большими отёками и гематомами. Применять пневматические шины могут не только врачи «Скорой помощи», но и сотрудники спортивных комплексов, МЧС, служб медицины катастроф. При этом в момент наложения риск получить дополнительную травму минимален, а полученная иммобилизация оказывается надёжной и длительной, что позволяет перевозить пострадавшего на дальние расстояния.

К тому же, чтобы сделать рентген, такой фиксатор совсем не обязательно снимать, в отличие от двух предыдущих моделей, так как рентгеновские лучи совершенно свободно проходят сквозь материал. И, наконец, одежда и обувь не мешают применению такого метода фиксации.

Масса устройства не превышает 3 кг. Эксплуатироваться может при температуре от -20 до +50 градусов. Надуть же можно только до определённых пределов, который составляет 50 мм рт. ст.

Медицинская шина – это ортопедическое приспособление, предназначенное для оказания первой помощи, а также осуществления лечения при повреждениях опорно-двигательного аппарата. Но не при каждой травме её применение оправдано – поражение должно быть таким, чтобы оно локально нарушало функцию части тела. Говоря простым языком – это тяжёлые травмы (переломы, вывихи, разрушение мягких тканей, повреждения сосудов и нервов).

В подобных случаях полноценное заживление возможно только в одном случае – когда сегмент опорно-двигательного аппарата должен быть полностью выключен из работы. Чтобы адекватно выполнять это предназначение, современные шины должны обладать следующими качествами:

  • Быть достаточно прочными, выдерживая при этом не только собственный вес части тела, но и силу активных движений. Подвижность должна быть не ограничена, а исключена полностью сразу же после проведения иммобилизации.
  • Иметь небольшой вес, чтобы не доставлять пациенту неудобства при выполнении какой-либо деятельности. Громоздкая и тяжёлая шина может не только ограничивать активность пациента, но и служить причиной ухудшения его состояния.
  • Являться физиологичной по своему строению, чтобы после наложения не приводить к порочной фиксации конечности. Она не должна вызывать сильного давления на выступающие участки скелета, а также исключать любое воздействие на сосудистые и нервные пучки.
  • Иметь комбинированное устройство, что позволит применять одно табельное средство для разных случаев. Модификация необходима потому, что каждый пациент имеет индивидуальные показатели роста, веса и телосложения.

Деление медицинских шин на жёсткие и мягкие больше условное, и зависит от исходного строения изделия и области его применения – действие каждой из них на организм в любом случае одинаково.

Жёсткие шины

Разделение внутри этой группы происходит по принципу исходного материала – он должен быть устойчивым к механическому воздействию. Поэтому следует перечислить все разновидности, начиная от самых простых и старых средств:

  1. Историческим материалом для шин являлось дерево – именно из него получалось сделать одновременно лёгкие и прочные шины.
  2. Но все они отличались существенным недостатком – невозможностью какой-либо модификации.
  3. Поэтому приходилось делать их из нескольких частей, что сказывалось на опорных свойствах.
  4. Среди них можно выделить некоторые изделия, применяющиеся и до сих пор – шина медицинская Еланского или Дитерихса.

Указанные варианты широко использовались в военно-полевой хирургии, где требовались надёжные и простые средства. Разработка Еланского предназначалась для фиксации головы, шеи и грудной клетки, и состояла из деревянной рамки, снабжённой несколькими ремнями. Шина Дитерихса являлась универсальным средством, позволяя осуществлять одновременное удержание и вытяжение в случае повреждений бедренной кости и прилежащих к ней суставов.

Все жёсткие шины используются для оказания первой помощи при травмах в области значительных по протяжённости участков скелета, которые они, благодаря своей длине, надёжно фиксируют.

Современные

Сейчас в широкой медицинской практике применяются только те средства, которые обладают комбинированными свойствами. Это позволяет использовать одно и то же изделие при различных травмах:

  • Следующим этапом развития стало появление металлических вариантов, представляющих собой одновременно прочный и гибкий каркас, состоящий из проволоки.
  • Их типичным представителем в наше время является лестничная шина Крамера.
  • Изделия характеризуются возможностью модификации, лёгкостью, и гибкостью в сочетании с прочностью.

Но со временем проволока разрушается, что сказывается на опорных свойствах. Поэтому потребовалась разработка более устойчивых к действию времени изделий:

  • Самыми современными средствами, широко применяемыми в травматологии и медицине катастроф, являются комбинированные пластиковые шины.
  • Они легко подвергаются модификации, имеют небольшой вес, хорошо переносят дезинфекцию.
  • При этом пластмасса обладает достаточной прочностью, способной выключить подвижность в определённом сегменте.

Среди указанных вариантов не следует отдавать особенное предпочтение какой-либо шине – каждая из них обладает набором неповторимых и уникальных качеств, которые объясняют их широкое применение в настоящее время.

Мягкие шины

Подобные варианты поддерживающих средств, вопреки заблуждениям, не используются при лёгких вариантах повреждений. Просто такое понятие обусловлено исходным материалом, применяющимся для изготовления шин. Они не отличаются значительной прочностью, но при наложении обеспечивают иммобилизацию локальных участков опорно-двигательного аппарата.

Сейчас широко применяются новые пневматические шины, представляющие собой полые камеры, наполняемые воздухом. Но не все мягкие шины являются современными изделиями – например, ватный воротник Шанца был изобретён более 100 лет назад. И опять же – он не имел «гражданского» назначения. Его основной сферой применения были боевые травмы, сопряжённые с повреждением шейного отдела позвоночника.

Пневматическая

Лечебное действие этих изделий основано на давлении воздуха, которое осуществляет механическое воздействие на его стенки. При достижении определённых значений шина приобретает такую прочность, которой достаточно для удержания определённого сегмента опорно-двигательного аппарата. Также их применение основано на следующих принципах:

  1. Существуют различные модификации пневматических шин, которые в зависимости от строения фиксируются на определённые участки тела. Обычно ими являются небольшие по размеру области – стопа и голень, предплечье и кисть.
  2. В исходном состоянии изделие не обеспечивает эффекта иммобилизации, так как представляет собой лишь гибкий цилиндр.
  3. Подобные средства надуваются не силой выдоха человека – так практически невозможно создать внутри них необходимое давление. Для этой цели существует небольшой компрессор, который нагнетает внутрь шины достаточное количество воздуха.
  4. В надутом состоянии её нельзя надеть на нужный участок конечности, так как внутренние поверхности изделия прочно сомкнутся. Поэтому перед использованием шина располагается в правильном положении, и только после этого она подключается к компрессору.

Сейчас разработаны также универсальные варианты изделий – они состоят из нескольких частей, которые надуваются по отдельности. Это позволяет регулировать их длину для применения на различных участках конечностей.

Этот мягкий вариант шины сейчас больше причисляется к профилактическим средствам – его основной сферой использования стало лечение остеохондроза. Хотя ватный воротник по-прежнему остаётся эффективным средством первой помощи при черепно-мозговых травмах и повреждениях шейного отдела позвоночника. Это обусловлено следующими свойствами:

  1. При правильном применении он проявляет мягкую иммобилизацию – препятствует осуществлению любых движений головы. Становится невозможным осуществить активное сгибание или разгибание, а также вращение.
  2. При повреждении позвоночника он обеспечивает замещение его функции – принимает на себя всю амортизационную нагрузку. Поэтому при движениях все толчки переходят на воротник, где их сила гасится, и не передаётся на вышележащие отделы.
  3. Наконец, эта шина осуществляет одновременную разгрузку мягких тканей, устраняя спазм мускулов шеи, возникающий сразу после травмы.

Хотя сам по себе воротник Шанца не обладает выраженными лечебными свойствами, его применение существенно снижает риск возможных осложнений. Поэтому даже минимальное подозрение на травму шеи служит показанием к его использованию.

Что такое пневматическая шина

Медицинская пневматическая шина может быть целесообразно применена при переломе, подозрении на перелом, повреждении мягких тканей (включая кровотечения). Продолжительность применения ограничивается периодом транспортировки пострадавшего с непосредственного места получения травмы к медицинскому учреждению.

Это устройство представляет собой камеру из эластичной пленки с застежкой типа «молния» и клапаном для нагнетания воздуха внутрь камеры. Конечность, которая была травмирована, помещается внутрь такой камеры, далее в камеру нагнетается воздух под высоким давлением. Такой аппарат для иммобилизации, как пневмошина, может быть использован даже при низких температурах благодаря термоизолирующему эффекту.

Области применения и разновидности

Пневматическая медицинская шина полностью повторяет рельеф фиксируемой конечности. Ее с уверенностью можно назвать временным гипсом. Применимы шины при травмах стопы, голени, предплечья, как средство взаимной, так и самопомощи. Могут использоваться с целью предотвращения попадания инфекции и остановки кровоизлияния, так как являются воздухонепронецаемыми. Важной характеристикой рассматриваемого устройства можно назвать рентгенпрозрачность. Давление в камере не превышает 50 мм. рт. ст., диапазон температур, допустимых для использования данных шин – от 25 до 40 градусов выше нуля.

Это интересно:  Болят пальцы после игры на гитаре

Пневматические шины – необходимый атрибут личной водительской аптечки. Часто используются бригадами скорой медицинской помощи, службами спасения, в спортивных и развлекательных комплексах, в подразделениях различных крупных добывающих и производственных предприятий.

В зависимости от области применения выделяют такие категории пневматических шин:

  • для голени, стопы – типа «сапог короткий»;
  • для бедра, колена – типа «сапог длинный»;
  • для предплечья, кисти – типа «рукав».

Различают, кроме того, детские и взрослые медицинские пневматические шины. Внешний вид, технические, физические и химические характеристики, а также область применения их одинаковы, не совпадает лишь размер.

Преимущества и недостатки

Преимущества

  • простота конструкции, быстрое наложение;
  • благодаря физическим свойствам материала есть возможность наблюдать за фиксируемой конечностью;
  • возможность сделать рентген, не снимая повязки, благодаря физическим свойствам материала;
  • при наложении такого средства риск травматизма минимален, что обусловлено достаточной эластичностью самой конструкции;
  • возможно наложение поверх одежды и обуви благодаря размерам шины;
  • высокая мобильность благодаря компактности и малому весу.

Недостатки

  • возможен прокол средства и, как следствие, недостаточная надежность фиксации;
  • повышение давления в камере влечет за собой повышение жесткости фиксации с одной стороны, но сдавливание мягких тканей с другой, что может повлечь за собой необратимую ишемию конечности при длительном использовании;
  • при переломах таких крупных костей, как плечевая и бедренная, использование пневматической шины не будет достаточно эффективным из-за недостаточной жесткости фиксации;
  • пневматическая медицинская шина также может стать причиной усиления кровотечения при открытом переломе и разрыве мягких тканей, сработав в качестве венозного жгута.

Порядок наложения

  1. В первую очередь следует дать оценку состоянию пациента, осмотреть пострадавшую конечность, применить анестетики, убедиться, что есть необходимость использовать пневматические шины.
  2. Средство извлекают из упаковки, размещают под конечность, которую необходимо зафиксировать.
  3. Далее открывают клапан воздуходува, сверху над устройством придают пострадавшей конечности максимально удобное положение. При необходимости сооружают подкладку из ваты, бинта либо других подручных материалов. Если имеются повреждения мягких тканей (например, открытый перелом), потребуется наложение асептической повязки. Молнию на повязке застегивают.
  4. Следующим действием надувают устройство непосредственно для иммобилизации, можно использовать ручной насос либо через салфетку ртом. Клапан закрывают, проверяют его герметичность.
  5. Важно проверять цвет и температуру кожных покровов, чтобы не допустить необратимой ишемии.
  6. Положение пострадавшего при транспортировке зависит от его текущего состояния.
  7. При прибытии в лечебное учреждение сначала открывают клапан, затем застежку и освобождают конечность. Время использования фиксирующего средства не должно превышать 60 минут.
  8. После использования важно провести соответствующие гигиенические и дезинфицирующие процедуры.

Пневматическая шина медицинская: предназначение, типы, наложение

Надежная фиксация конечности к шине:

— для создания надежной иммобилизации необходимо захватывать повязкой 2 сустава, прилежащих к месту перелома, а при переломе бедренной кости даже 3 сустава – тазобедренный, коленный и голеностопный;

— шины фиксируются бинтами, косынками, полотенцами, кусками разорванной простыни и другими материалами.

При открытых и закрытых повреждениях головы и шеи для предохранения пострадавшего от разных толчков при транспортировке используют специальную шину Еланского.

Шина Еланского состоит из двух фанерных досок, скрепленных кожаными или металлическими петлями. В верхней части развернутой шины имеется отверстие для затылочной части головы. Края отверстия обиты ватно-клеенчатыми валиками, ограничивающими движения головы. Размер шины 60х40см, размер отверстия 8х12см. По бокам шины имеются три пары отверстий для проведения через них тесемок, при помощи которых шина фиксируется к туловищу и верхним конечностям. Верхние тесемки имеют длину до 1м; ими охватывают плечи, концы их завязывают на груди. Нижние тесемки имеют длину до 1,5м, ими укрепляют шину на груди. Прежде чем наложить шину, на нее накладывают слой ваты. Голову пострадавшего затылком кладут на отверстие в шине и прибинтовывают.

Наиболее широкое применение для транспортной иммобилизации получили универсальные лестничные шины Крамера, приготовленные из проволоки разной толщины, обладающие легкостью, большой прочностью и гибкостью, что позволяет придавать им любую форму.

Шины Крамера бывают двух размеров (110х10см и 60х10см). Благодаря простоте и легкости наложения они незаменимы для временной иммобилизации при переломах костей конечностей, позвоночника и др.

Техника наложения лестничной шины Крамера:

лестничную шину перед наложением моделируют по здоровой конечности;

внутреннюю поверхность шины покрывают слоем серой ваты и закрепляют ее бинтом;

накладывают готовую шину на поврежденную конечность (придав ей физиологическое положение);

прибинтовывают ее бинтом, руководствуясь при этом правилами бинтования.

Конструкция шин непрерывно совершенствуется, и в настоящее время для изготовления транспортных шин используются различные материалы, в том числе и синтетические (пластмассы и полимеры).

Медицинская пневматическая (надувная) шина представляет собой воздухонепроницаемую двухслойную пленочную оболочку.

Техника наложения пневматической шины:

шину в виде чехла или чулка надевают на поврежденную конечность;

закрепляют шину застежкой-молнией;

надувают через клапанно-запорное устройство с трубкой.

При заполнении шины воздухом она приобретает необходимую упругость и обездвиживает поврежденную конечность.

Выпускаются медицинские пневматические шины трех типов:

I тип для кисти и предплечья;

II тип для стопы и голени;

III тип для коленного сустава.

При переломах бедренной и плечевой костей применять их нецелесообразно, так как в данном месте они не создают достаточной иммобилизации.

Преимущества пневматических шин:

возможность свободного наложения на конечность поверх одежды и обуви;

нет необходимости их прибинтовывать к поврежденной конечности;

возможность визуального наблюдения за состоянием конечности без снятия шины;

небольшая масса шины;

быстрота и легкость наложения даже самим пострадавшим;

шина легко снимается – достаточно выпустить воздух и открыть застежку-молнию;

шины могут использоваться повторно.

Недостатки пневматических шин:

нет в достаточном количестве;

возможно нарушение кровообращения в конечности из-за сдавливания ее шиной, заполненной воздухом;

применяются только на короткое время.

Шина транспортная пластмассовая предназначена для иммобилизации верхней конечности, голени и стопы.

Шина медицинская пластмассовая представляет собой пластмассовую пластину, армированную алюминиевой проволокой. По бокам кромки шины имеются отверстия, которые предназначены для проведения шнура, фиксирующего шину к конечности.

Техника наложения пластмассовой шины:

шину опускают в горячую воду, чтобы она стала пластичной;

моделируют ее на здоровой конечности;

прикладывают к поврежденной конечности;

вводят конец шнура в крайнее отверстие на краю шины и завязывают;

проводят конец шнура поочередно через отверстия у кромки шины (по типу шнуровки ботинок).

Преимущества пластмассовых шин:

мягкой подкладки под шину не требуется;

дополнительного прибинтовывания шины к конечности не требуется.

Недостатки пластмассовых шин:

нет в достаточном количестве;

невозможность наложить шину без горячей воды.

Выпускаются медицинские пластмассовые шины трех типов:

I тип для голени и предплечья (11,5х90см; 11,5х130см);

II тип для верхней или нижней конечности (10х90см; 10х130см);

III тип для верхней или нижней конечности у детей (8,5х90см; 8,5х110см).

К каждой шине прилагается шнур длиной 150см.

Шина Дитерихса применяются при переломе бедра, вывихе в тазобедренном суставе, повреждении тазобедренного и коленного суставов, переломах костей голени в проксимальных отделах.

Шина состоит из двух деревянных планок. На верхних концах обеих планок имеются поперечные перекладины для упора в подмышечную впадину и промежность. Одна из них, наружная (длинная), предназначена для упора в подмышечную область (171х8см).

Вторая планка, внутренняя (короткая), ложится с внутренней стороны конечности (140х8см).

Планка состоит из двух половин, что позволяет в зависимости от роста пострадавшего удлинять или укорачивать шину. К внутренней планке на шарнирах для скрепления дистальных концов планок прикреплена поперечная планка с отверстием. Кроме того, имеются деревянная планка под стопу и палочка-закрутка с двойным шнуром.

Техника наложения шины Дитерихса:

боковые планки подгоняют по размерам поврежденной нижней конечности, закрепляя обе половины их так, чтобы наружная планка упиралась в подмышечную впадину, а внутренняя – в паховую область, с учетом выступания свободных концов планок за стопу на 10-15см;

на костные выступы (крыло подвздошной кости, большой вертел, надмыщелки бедра, лодыжки) и на тыльную поверхность стопы накладывают ватные подушечки для предупреждения пролежней и некроза;

прибинтовывают подошвенную планку к обуви на стопе восьмиобразными ходами бинта;

накладывают боковые планки и закрепляют их на груди и в верхней трети бедра ремнем или тесемками, продетыми через специальные отверстия в планках. Внизу боковые планки закрепляют поперечной планкой;

вытяжение конечности осуществляется следующим образом: двойной шнур, укрепленный на деревянной «подошве», пропускают через отверстие в поперечной дощечке и закручивают при помощи палочки-закрутки, находящейся на нижней стороне поперечной планки, чем и достигается вытяжение. Вытяжение производят до тех пор, пока поперечные перекладины упрутся плотно в подмышечную впадину и в паховую область, а длина поврежденной конечности не будет равна длине здоровой конечности;

для предупреждения провисания конечности по задней поверхности бедра и голени дополнительно накладывают фанерную шину или шину Крамера и укрепляют ее спиральной повязкой.

Медицинские пневматические шины: виды и особенности применения

Шина — это средство иммобилизации, другими словами, средство, предназначенное для фиксации различных частей тела человека. Их использование является необходимым при лечении и профилактике различных травм, а также при борьбе с заболеваниями костной системы. Применение шин позволяет существенно уменьшить болевые ощущения и минимизировать риски дальнейшего смещения. Устройства могут быть как стандартизированными, так и изготовленными из подручных материалов. В настоящее время наиболее распространены такие виды шин:

  • воротники;
  • протезы;
  • шины для транспортной иммобилизации.

К последнему виду относятся пневматические шины, которым хотелось бы уделить особое внимание.

Что такое пневматическая шина

Медицинская пневматическая шина может быть целесообразно применена при переломе, подозрении на перелом, повреждении мягких тканей (включая кровотечения). Продолжительность применения ограничивается периодом транспортировки пострадавшего с непосредственного места получения травмы к медицинскому учреждению.

Это устройство представляет собой камеру из эластичной пленки с застежкой типа «молния» и клапаном для нагнетания воздуха внутрь камеры. Конечность, которая была травмирована, помещается внутрь такой камеры, далее в камеру нагнетается воздух под высоким давлением. Такой аппарат для иммобилизации, как пневмошина, может быть использован даже при низких температурах благодаря термоизолирующему эффекту.

Области применения и разновидности

Пневматическая медицинская шина полностью повторяет рельеф фиксируемой конечности. Ее с уверенностью можно назвать временным гипсом. Применимы шины при травмах стопы, голени, предплечья, как средство взаимной, так и самопомощи. Могут использоваться с целью предотвращения попадания инфекции и остановки кровоизлияния, так как являются воздухонепронецаемыми. Важной характеристикой рассматриваемого устройства можно назвать рентгенпрозрачность. Давление в камере не превышает 50 мм. рт. ст., диапазон температур, допустимых для использования данных шин – от 25 до 40 градусов выше нуля.

Пневматические шины – необходимый атрибут личной водительской аптечки. Часто используются бригадами скорой медицинской помощи, службами спасения, в спортивных и развлекательных комплексах, в подразделениях различных крупных добывающих и производственных предприятий.

В зависимости от области применения выделяют такие категории пневматических шин:

  • для голени, стопы – типа «сапог короткий»;
  • для бедра, колена – типа «сапог длинный»;
  • для предплечья, кисти – типа «рукав».

Различают, кроме того, детские и взрослые медицинские пневматические шины. Внешний вид, технические, физические и химические характеристики, а также область применения их одинаковы, не совпадает лишь размер. Интересно почитать — как применять проволочную шину для верхних и нижних конечностей .

Это интересно:  Опухла косточка на ноге и болит: как лечить, что делать

Преимущества и недостатки

Преимущества

  • простота конструкции, быстрое наложение;
  • благодаря физическим свойствам материала есть возможность наблюдать за фиксируемой конечностью;
  • возможность сделать рентген, не снимая повязки, благодаря физическим свойствам материала;
  • при наложении такого средства риск травматизма минимален, что обусловлено достаточной эластичностью самой конструкции;
  • возможно наложение поверх одежды и обуви благодаря размерам шины;
  • высокая мобильность благодаря компактности и малому весу.

Недостатки

  • возможен прокол средства и, как следствие, недостаточная надежность фиксации;
  • повышение давления в камере влечет за собой повышение жесткости фиксации с одной стороны, но сдавливание мягких тканей с другой, что может повлечь за собой необратимую ишемию конечности при длительном использовании;
  • при переломах таких крупных костей, как плечевая и бедренная, использование пневматической шины не будет достаточно эффективным из-за недостаточной жесткости фиксации;
  • пневматическая медицинская шина также может стать причиной усиления кровотечения при открытом переломе и разрыве мягких тканей, сработав в качестве венозного жгута.

Порядок наложения

  1. В первую очередь следует дать оценку состоянию пациента, осмотреть пострадавшую конечность, применить анестетики, убедиться, что есть необходимость использовать пневматические шины.
  2. Средство извлекают из упаковки, размещают под конечность, которую необходимо зафиксировать.
  3. Далее открывают клапан воздуходува, сверху над устройством придают пострадавшей конечности максимально удобное положение. При необходимости сооружают подкладку из ваты, бинта либо других подручных материалов. Если имеются повреждения мягких тканей (например, открытый перелом), потребуется наложение асептической повязки. Молнию на повязке застегивают.
  4. Следующим действием надувают устройство непосредственно для иммобилизации, можно использовать ручной насос либо через салфетку ртом. Клапан закрывают, проверяют его герметичность.
  5. Важно проверять цвет и температуру кожных покровов, чтобы не допустить необратимой ишемии.
  6. Положение пострадавшего при транспортировке зависит от его текущего состояния.
  7. При прибытии в лечебное учреждение сначала открывают клапан, затем застежку и освобождают конечность. Время использования фиксирующего средства не должно превышать 60 минут.
  8. После использования важно провести соответствующие гигиенические и дезинфицирующие процедуры.

Иммобилизация (понятие, основные цели). Виды шин, правила их наложения

Специальные приспособления, обеспечивающие неподвижность

(иммобилизацию) костей и суставов при их повреждениях и заболеваниях,

называются шинами. Для транспортной иммобилизации имеются

разнообразные шины фабричного производства: деревянные, проволочные,

Правила наложения транспортных шин.

1.Накладывать шины непосредственно на месте происшествия.

2.Снимать обувь и одежду с пациента не рекомендуется.

3.При необходимости наложения асептической повязки одежду разрезать.

4.Жесткие шины перед наложением должны быть обернуты

ватно-марлевой прокладкой, закрепленной на шине.

5.Перед наложением шины необходимо провести обезболивание.

6.Придать конечности физиологическое положение ( угол 90 градусов в локтевом

и голеностопном суставах)

7.Шина не должна закрывать жгут, наложенный на конечность.

8.Шина должна быть фиксирована на конечности мягкой бинтовой повязкой.

9.Шинированная верхняя конечность подвешивается на косынку.

10.При наложении шин необходимо фиксировать два близьлежащих суставов, а

при переломе бедра и плеча – три сустава.

11.Для фиксации верхней конечности нужна одна шина; для фиксации нижней

конечности – три шины.

Очень удобны пневматические шины: конечность помещают внутрь

двустенного резинового или пластмассового мешка, который после нагнетания в

него воздуха становится жестким и обеспечивает надежную

Фабричными стандартными табельными шинами снабжены все машины

скорой помощи, имеются они в наборах скорой медицинской помощи в

здравпунктах, поликлиниках, аптеках и др. ЛПУ.

При переломах бедра применяют транспортную шину Дитерикса, которая

позволяет надежно фиксировать и иммобилизовать тазобедренный сустав,

бедро, коленный сустав, голень и голеностопный сустав. Шина Дитерикса состоит

из двух прочных деревянных деталей – костыльков, длина которых может быть

легко изменена, и деревянной подошвы с закруткой-вытяжением. Шину

накладывают поверх одежды и обуви.

Лестничная шина Крамера. Длина шины 1 м, ширина 10 см. Шина

легко моделируется, ей может быть придана любая форма. Наиболее

распространена среди готовых транспортных шин. Прежде чем ее наложить

шина должна быть подготовлена: обхвачена с обеих сторон, обинтована и на

нее надет чехол из клеенки.

При переломе плеча фиксируют плечевой, локтевой и лучезапястный суставовы

поврежденной конечности. Накладывается шина от кончиков пальцев до

лопатки здоровой стороны, угол в локтевом суставе 90 градусов. Она

предварительно моделируется по здоровой конечности. Обязательно под

мышку кладут валик. Шина фиксируется либо повязкой Дезо, либо косынкой, либо

циркулярными бинтами, которые бинтуются снизу вверх по конечности.

При переломе костей предплечьяфиксируют лучезапястный и локтевой суставы.

Лестничную шину изгибают под прямым углом и накладывают от кончиков пальцев

до верхней трети плеча, прибинтовывают и фиксируют к туловищу косынкой.

При переломе голени шина моделируется по задней поверхности голени и стопы

от кончиков пальцев до средней трети бедра, угол в голеностопном суставе

90 градусов. Для лучшей фиксации рекомендуется наложить еще 2 шины по

бокам голени так, чтобы они охватывали стопу в виде стремени от пятки до

средней трети бедра.

При переломе бедрафиксируются голеностопный, коленный и

тазобедренный суставы тремя шинами, угол в голеностопном суставе 90 градусов.

По задней поверхности шину накладывают от кончиков пальцев стопы до пятки и

под углом 90 градусов до ягодичной складки; по внутренней боковой поверхности

от пятки до промежности; по наружной боковой поверхности от пятки

до подмышечной впадины.

Шины из быстротвердеющих пластмасс. Техника наложения такой

шины напоминает наложение гипсовой лонгеты. Шина предназначена

для иммобилизации верхней конечности, голени и стопы.

Импровизированные шины,изготовленные из подручного материала

(доски,лыжи, палки, ветки, зонтик) используются при отсутствии стандартных шин.

Виды шин и их характеристики

Применение шинирования при переломах костей, повреждениях суставов, ранении крупных сосудов и нервов, обширных повреждениях мягких тканей, ожогах. Использование шин для транспортной иммобилизации конечностей. Виды шин, используемых в стоматологии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Шинирование — обездвижение (иммобилизация) поврежденных участков тела с помощью специальных устройств и приспособлений — шин. Все применяемые в настоящее время шины можно разделить на следующие группы: по назначению — транспортные и лечебные; по принципу действия — фиксационные и дистракционные; по условиям изготовления — стандартные (табельные), нестандартные, импровизированные; по шинированию отдельных сегментов конечностей и туловища — шины для верхней и нижней конечностей, позвоночника и таза, головы и шеи, грудной клетки и ребер. Шины, применяемые для транспортной иммобилизации, называют транспортными, для лечебной лечебными. Фиксационные шины обеспечивают иммобилизацию поврежденных участков только путем внешней фиксации близлежащих суставов. Дистракционные шины обеспечивают иммобилизацию за счет фиксации и вытяжения (дистракции). При этом осуществляется не только иммобилизация, но и репозиция костных фрагментов в растянутом положении. Шины, выпускаемые промышленностью, называются стандартными или табельными. Эти шины поставляются для оснащения медицинских учреждений, машин скорой помощи. К стандартным относятся шины лестничные, пластмассовые, фанерные, шины Дитерихса, шины пневматические и вакуумные. Шины, разработанные и применяемые в отдельных медицинских учреждениях, но не выпускаемые промышленностью и не входящие в набор стандартных шин, называются нестандартными. Шины, изготовляемые из различных подручных средств, называются импровизированными, или примитивными. Материалом для импровизированных шин могут служить деревянные рейки, бруски, палки, толстый или многослойный картон, пучки хвороста и др.

Шинирование показано при переломах костей, повреждении суставов, ранении крупных сосудов и нервов, обширных повреждениях мягких тканей, ожогах, острых воспалительных процессах на конечностях.

Виды шин и их характеристики

Шины проволочные по Тигерштедту

Шина-протез — протез, замещающий какой-либо дефект и одновременно снабженный шинирующими приспособлениями.

Шины для транспортной иммобилизации конечностей.

Проволочная шина Крамера — представляет собой решётку из проволоки, как правило, покрытую тканью или бинтом, для удобства больного, за счет гибкости проволоки может принимать любую необходимую в текущей ситуации форму.

«Шина Дитерихса — предшественник шины Крамера, состоит из 2 деревянных элементов. Длинная часть шины представляет собой доску с просверленными через равные промежутки отверстиями, короткая часть представляет собой доску с втулкой, которая вставляется в отверстия в первом элементе шины, и позволяет обеспечить иммобилизацию конечности во второй плоскости». Масленникова И.С., Безопасность жизнедеятельности.-М.: НИЦ ИНФРА — М, 2014. — с 200

Пневматическая шина — представляет собой полую герметичную камеру, внутрь которой укладывается поражённая конечность, при этом между стенками подается воздух, создавая избыточное давление, что позволяет мягко и надёжно зафиксировать конечность.

Шимна-воротнимк Шамнца — мягкий фиксатор шейного отдела позвоночного столба, предназначенный для профилактики и лечения травм и заболеваний шейного отдела позвоночника (остеохондроз, спондиллолистез, смещение и повышенная подвижность позвонков, сколиоз и пр.) у взрослых и детей.

Шина ограничивает сгибание, разгибание и вращение шеи. Тепло и режим покоя способствует уменьшению боли и быстрому выздоровлению.

Шина Вайсенфлю — съемная шина на передние зубы и первые моляры. Состоит из небных накладок со штифтами, которые соединены с гильзами коронок зубов.

Шина Ванкевич — шина, которая применяется для фиксации нижней беззубой челюсти. Она состоит из опорной части, фиксируемой на верхней челюсти, и двух вертикальных отростков, прилегающих к беззубой нижней челюсти с язычной стороны. Эти отростки удерживают отломки нижней челюсти в нужном положении. Опорная часть при наличии зубов на верхней челюсти представляет собой зубо-десенную пластмассовую шину, а при беззубой челюсти — обычный съемный протез.

Шина Васильева — ленточная шина из нержавеющей стали толщиной 0,25-0,28 мм с зацепными петлями. Применяется для межчелюстного вытяжения и фиксации челюстей при их переломах. Входит в состав различных наборов для оказания первой помощи. Выгибается по зубному ряду вручную и укрепляется на зубах бронзо-алюминиевой проволокой. Межчелюстная фиксация осуществляется с помощью резиновой тяги.

Шина Вебера — зубо-десневая пластмассовая шина для фиксации челюстей. Применяется для лечения переломов без смещения или на заключительном этапе, когда подвижность фрагментов уменьшается, а межчелюстная фиксация опасна возникновением мышечной или суставной контрактуры. Эта шина может также применяться при переломах нижней челюсти за пределами зубного ряда в области угла челюсти со смещением отломков в язычную сторону. В этом случае шина снабжается дополнительной наклонной плоскостью на стороне, противоположной смещению. Но при смещении более 10-15° применение этой шины противопоказано.

Шина несъёмная из полукоронок — система полукоронок, покрывающих передние зубы, спаянная в единый блок. Применяют при шинировании передних зубов. Обладает хорошими фиксирующими свойствами. Но её установка требует дополнительной подготовки зубов. Пазы всех зубов, включённых в шину, должны быть параллельными.

Шины проволочные по Тигерштедту — различные виды шин из алюминиевой проволоки диаметром 1.8-2 мм. Предложены С. С. Тигерштедтом в 1916 г. для фиксации челюстей при переломах. Наибольшее распространение получила одночелюстная гладкая шина-скоба и шина с зацепными петлями для вытяжения и межчелюстной фиксации. Шины укрепляют на зубах бронзово-алюминиевой лигатурой толщиной 0,2 мм.

Шина съёмная по Порту — применяется при иммобилизации беззубых челюстей при их переломах. Представляет собой два пластмассовых базиса (верхней и нижней челюсти) с пластмассовыми окклюзионными валиками, соединёнными монолитно по их окклюзионной поверхности. Для питания пациента в передней части валиков вырезают отверстие. Шину применяют вместе с головной повязкой.

Это интересно:  Travmaorto ru реабилитация после эндопротезирования

«Шина съёмная по Гуннингу — применяется для фиксации беззубых челюстей при их переломах. Она состоит из двух пластмассовых базисов. На верхнем базисе шина имеет три вертикальных стержня, которые входят в глухие отверстия на нижнем базисе. Шину применяют вместе с головной повязкой». Свиридова Н.В., Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций в терминах и определениях.[Электронный ресурс]. Сиб.федер.ун-т.-2011.- с 123.

Шина Мамлока — система корневых штифтов с накладками на язычную или нёбную поверхность зубов и спаянных вместе или отлитых одним блоком. Применяют для шинирования передних зубов. Применение шины требует депульпации.

Шина Шпренга — съёмная шина из спаянных вместе накладок на язычную (небную) поверхность и режущий край передних зубов. Применяют для фиксации передних зубов при заболеваниях парадонта.

Шина Эльбрехта — съёмная шина, представляющая собой замкнутую систему непрерывных кламмеров, охватывающих зубной ряд с вестибулярной и оральной стороны. Применялась в конце 20-го века, позднее вместо шин Эльбрехта стали применять комбинированные шины с опорно-удерживающими кламмерами системы Нея.

Временное шинирование моляров) — шинирование моляров отличается от шинирования других зубов. Оставляется вертикальная микроподвижность. Клеится медиодистально щечно и язычно. Делается временно для стабилизации, по окончанию лечения (хирургического кюретажа) снимается. шинирование шина перелом стоматология

Для проведения транспортной иммобилизации применяют стандартные шины Крамера, Дитерихса, пневматические шины, носилки иммобилизационные вакуумные, пластмассовые шины.

1. Универсальной является лестничная шина Крамера. Этим шинам может быть придана любая форма, а соединяя их между собой, можно создать различные конструкции. Их применяют для иммобилизации верхних и нижних конечностей, головы.

2. Шина Дитерихса состоит из раздвижной наружной и внутренней пластин, фанерной подошвы с металлическими скобами и закрутки. Шина применяется при переломах бедра, костей, образующих тазобедренный и коленный суставы. Преимуществом шины является возможность создать с ее помощью вытяжение.

3. Пневматически шины представляют собой двухслойный герметичный чехол с застежкой?молнией. Чехол надевают на конечность, застегивают молнию, через трубку нагнетают воздух для придания шине жесткости. Для снятия шины из нее выпускают воздух и расстегивают застежку?молнию. Шина проста и удобна в обращении, проницаема для рентгеновских лучей. Применяют шины для иммобилизации кисти, предплечья, локтевого сустава, стопы, голени, коленного сустава.

При отсутствии стандартных шин используют подручные средства (импровизированные шины): дощечки, лыжи, палки, двери (для транспортировки пострадавшего с переломом позвоночника).

4. Стандартную фанерную шину Еланского применяют при травме головы и шейного отдела позвоночника. Створки шины развертывают, накладывают слой ваты со стороны, где имеются полукружные валики из клеенки для упора головы, подкладывают шину под голову и верхнюю часть грудной клетки и фиксируют ремнями к верхней части туловища. Голову укладывают в специальное углубление для затылочной части и прибинтовывают к шине.

Для иммобилизации головы можно использовать ватно?марлевый круг. Пострадавшего укладывают на носилки, голову помещают на ватно?марлевый круг так, чтобы затылок находился в углублении, после чего привязывают пострадавшего к носилкам, чтобы избежать смещения во время транспортировки.

Иммобилизацию при повреждении шеи можно осуществить с помощью ватно?марлевого воротника типа Шанца, если у больного нет рвоты и затрудненного дыхания. Вокруг шеи прибинтовывают 3-4 слоя ваты, чтобы образовавшийся воротник верхним концом упирался в затылок и сосцевидные отростки, а нижним — в грудную клетку.

Иммобилизацию головы и шеи можно обеспечить наложением шин Крамера, предварительно изогнутых по контуру головы. Одну шину подкладывают под затылок и шею, а другую изгибают в виде полуовала, концы которого упираются в плечи. Шину фиксируют бинтами.

При переломе ключицы для иммобилизации отломков пользуются повязкой Дезо или косыночной повязкой с валиком, уложенным в подмышечную впадину, или восьмиобразной повязкой.

При переломе плечевой кости и повреждении плечевого или локтевого сустава иммобилизацию проводят большой лестничной шиной Крамера, которую предварительно моделирует на себе врач. Шина фиксирует все 3 сустава верхней конечности. Верхний и нижний концы шины скрепляют тесьмой из бинта, один конец которой проведен спереди, а другой — через подмышечную впадину со здоровой стороны. Нижний конец шины подвешивают на шею с помощью косынки или ремня.

При отсутствии стандартных средств транспортную иммобилизацию при переломе плеча в верхней трети производят с помощью косыночной повязки. В подмышечную ямку помещают небольшой ватно?марлевый валик и прибинтовывают его к грудной клетке через здоровое плечо. Руку, согнутую в локтевом суставе под углом 60°, подвешивают на косынке, плечо прибинтовывают к туловищу.

«Для иммобилизации предплечья и кисти применяют малую лестничную шину, к которой прибинтовывают кисть и предплечье с фиксацией лучезапястного и локтевого суставов. Рука согнута в локтевом суставе, кисть после наложения шины подвешивают на косынке. При отсутствии специальных шин предплечье подвешивают на косынке или иммобилизуют с помощью доски, картона, фанеры с обязательной фиксацией двух суставов». Халилов Ш.А., Безопасность жизнедеятельности. — М.: МД ФОРУМ — М, 2012.- с 450

Для иммобилизации бедра можно использовать шины Крамера, соединенные между собой. Накладывают их с наружной, внутренней и задней стороны. Иммобилизация трех суставов является обязательной.

При переломе голени применяют шины Крамера. Фиксируют конечности тремя шинами, создавая неподвижность в коленном и голеностопном суставах. Для иммобилизации голени и коленного сустава используют пневматические шины.

При переломе костей таза пострадавшего транспортируют на носилках, лучше с подложенным фанерным или дощатым щитом. Ноги полусогнуты в тазобедренных суставах, под колени подкладывают валик из одежды, одеяла, вещевого мешка. Пострадавшего привязывают к носилкам.

При переломе позвоночника в грудном и поясничном отделах транспортировку осуществляют на носилках со щитом, в положении пострадавшего на спине с небольшим валиком под коленями Пострадавшего привязывают к носилкам. При необходимости транспортировать пострадавшего на мягких носилках его укладывают на живот с валиком под грудью. При переломе шейного и верхнегрудного отделов позвоночника транспортировку осуществляют на носилках в положении пострадавшего на спине, под шею подкладывают валик.

При переломах позвоночника, таза, тяжелых множественных травмах применяют транспортную иммобилизацию с помощью носилок иммобилизационных вакуумных (НИВ).

Они представляют собой герметичный двойной чехол, на который укладывают пострадавшего. Матрац зашнуровывают. Из чехла отсасывают воздух вакуумным отсосом с разрежением 500 мм рт. ст., выдерживают 8 мин, чтобы носилками была приобретена жесткость за счет сближения и сцепления гранул пенополистеарола, которым заполнен матрац. Чтобы пострадавший занимал при транспортировке определенное положение (например, полусидя), ему придают такое положение в период удаления воздуха.

Самый важный момент, который влияет на дальнейший процесс лечения — это оказание первой помощи. В зависимости от степени травмы и вида перелома первая помощь может включать в себя различные методы и способы, но самый неизменный и обязательный — это накладывание шины. Шину накладывают в профилактических целях, то есть для избегания возникновения дополнительных проблем. Под словом «Шина» подразумевается специальная конструкция, которая может быть изготовлена из любого материала и иметь разное предназначение. Все виды шин при переломах играют основную роль — иммобилизация (фиксация) поврежденного участка тела в нужно положении. Обездвиживание проводят для предупреждения осложнений и благоприятной транспортировки в стационар.

Шину следует накладывать на месте происшествия, так как без создания неподвижности конечности (фиксации) транспортировка пострадавшего даже на короткое расстояние может ему повредить!

Иммобилизация составляет основу первой медицинской помощи и может проводиться с использованием табельных и подручных средств. Иммобилизация выполняется по конкретным правилам в зависимости от локализации перелома. Соблюдение этих правил позволяет, как правило, сохранить жизнь и здоровье пострадавшего, предотвратить развитие осложнений, облегчить тяжесть течения травмы.

Список использованной литературы

1. Наумович С.А., Ортопедическая стоматология. Минск. 2014. 319 с.

2. Масленникова И.С., Безопасность жизнедеятельности. М.: НИЦ ИНФРА — М, 2014. 304 с.

3. Свиридова Н.В., Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций в терминах и определениях.[Электронный ресурс]. Сиб.федер.ун-т. 2011. 180 с.

4. Халилов Ш.А., Безопасность жизнедеятельности. М.: МД ФОРУМ — М, 2012. 576 с.

5. Цепунов Б.В., Хирургия с сестринским уходом. М.: ФОРУМ : НИЦ ИНФРА — М, 2013. 576 с.

6. Яромич И.В., Скорая неотложная медицинская помощь. [Электронный ресурс ]. Минск. 2014. 319 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Физическая реабилитация при повреждениях связок голеностопного сустава, повреждениях голеностопного сустава, переломах таранной, пяточной и плюсневых костей, костей фаланг пальцев, повреждениях Ахиллового сухожилия. Реабилитация больных плоскостопием.

реферат [17,2 K], добавлен 16.11.2009

Методика и тактика проведения занятий лечебной физкультуры. Физическая реабилитация при переломах мыщелков бедра и костей голени; при повреждениях связок коленного сустава; при повреждениях менисков, переломах голени. Воостановление нарушеных функций.

реферат [15,7 K], добавлен 16.11.2009

Виды обследования мягких тканей, костно-суставной системы, сосудов конечностей. Осмотр кожи. Пальпация — ощупывание тела пациента. Метод поперечного переката. Аускультация суставов и сосудов. «Шумные» сигналы. Подагра. Болезнь Бехтерева. Остеохондроз.

презентация [217,4 K], добавлен 28.12.2016

Огнестрельные повреждения суставов как тяжелые травмы конечностей, критерии и показатели оценки их тяжести, патологоанатомические изменения. Хирургическое лечение инфекционных осложнений. Повреждения кровеносных сосудов и нервов, классификация ранений.

контрольная работа [43,4 K], добавлен 26.10.2014

Причины травматизма в результате несчастных случаев, способы оказания первой медицинской помощи при открытых и закрытых повреждениях, повреждениях туловища и конечностей, обморожениях и термических ожогах, при поражении электрическим током и молнией.

контрольная работа [36,3 K], добавлен 29.09.2011

Вывихи и переломы плеча, плечевого, локтевого и кистевого (лучезапястного) суставов, костей предплечья. Переломы и эпифизеолиз дистального метаэпифиза лучевой кости. Ранение кисти с повреждением крупных сосудов, сухожилий, нервов, сдавление кожи пальца.

реферат [17,5 K], добавлен 16.08.2009

Методика и тактика проведения занятий лечебной физкультуры. Физическая реабилитация при повреждениях локтевого сустава, переломах костей предплечья, костей кисти. Восстановление подвижности суставов и нормализация функции мышечного аппарата конечности.

реферат [92,3 K], добавлен 16.11.2009

Понятие о травме. Первая медицинская помощь при травмах, ушибах, растяжениях, разрывах, сдавливании и вывихах. Переломы: виды, переломов костей и первая неотложная помощь. Техника наложения шин и повязок при повреждениях и переломах костей.

реферат [33,7 K], добавлен 13.02.2011

Сущность и физиологическое обоснование иммобилизации, ее разновидности и отличительные признаки. Основные принципы транспортной иммобилизации, используемые при этом средства и оборудование, особенности проведения при повреждениях различных частей тела.

реферат [15,0 K], добавлен 16.11.2009

Задачи пластической хирургии. Способы пластики тканей, костей, нервов и сосудов. Трансплантация органов и тканей и ее виды. Эксперименты по пересадке органов В.П. Демихова. Организация донорской службы. Проблема совместимости донора и реципиента.

реферат [663,5 K], добавлен 11.11.2013

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Статья написана по материалам сайтов: sustavi.biz, studfiles.net, otravmah.com, studopedia.org, revolution.allbest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector