Шины при переломах, виды шинирования, способы наложения шин

Иммобилизация челюсти при переломе достигается методом шинирования. Из-за полученной травмы возникают сложности с потреблением пищи, страдают ЖКТ, центральная и периферическая нервная система. Если перелом происходит в пожилом возрасте, срастание поврежденных тканей дается сложнее. В таких случаях применяется шинирование сроком от 2 месяца.

Для фиксации челюсти используются различные конструкции. Но перед проведением лечебной иммобилизации пострадавшему оказывают первую медицинскую помощь, ставят временные фиксаторы, проводят комплексную диагностику, чтобы определить сложность и локализацию травмы.

Процедура наложения шины

Переломы челюсти считаются сложными в плане лечения. Проблема заключается в неудачной локализации травмы. Врач прилагает усилия, чтобы правильно провести репозицию и избежать деформации отломков при дальнейшем обездвиживании.

Такое повреждение требует специфической терапии, а если из-за травмы кость раздроблена и не подлежит восстановлению, то необходим остеосинтез. Шину ставят только после операции. Крепление осуществляется к здоровым тканям. По решению лечащего врача, для лучшего заживления назначаются физиопроцедуры, антибиотики и комплексные витамины.

Сквозное шинирование повышает риск воспаления. Из-за этого на всех этапах лечения проводится жесткий контроль состояния пациента. Антибактериальная терапия подкрепляется назначением иммуностимуляторов. Если препараты сложно давать перорально, проводят инфузионную терапию.

При переломе нижней челюсти доказало эффективность шинирование зубов. Проволока накалывается на зубы нижнего ряда, стягивая их таким образом, чтобы обеспечить неподвижность нижней челюсти при переломе. Если зубы отсутствуют, установку осуществляют через костную ткань. Дополнительно назначается медикаментозная терапия и ведется профилактика осложнений.

Для лечения сложного перелома используются шины Тигерштедта – это одиночная или парная конструкция с петлями. Ее накладывают по медицинским показаниям и обязательно придерживаются щадящего питания на всех этапах восстановления. Сколько срастается челюсть, зависит от ряда факторов: возраста пострадавшего, сложности травмы, состояния костной системы. У детей процесс восстановления происходит в разы быстрее, а осложнений на порядок меньше. Однако маленькие пациенты тяжело переносят шинирование челюсти и чаще нарушают предписания врача из-за физических неудобств.

Во время проведения процедуры нельзя допускать смещения. По этой причине проводят предварительную фиксацию алюминиевой проволокой. В местах крепления шины не должно прослеживаться передавливания. В противном случае пациенту будет сложно носить шину длительное время.

Виды шинирования

Конструкция шины для иммобилизации челюсти при переломе подбирается с учетом характера травмы. Для закрепления отломков челюсти часто используются пластины и винты. В дальнейшем обездвижить челюсть при переломе позволяет шунтирование лигатурной проволокой.

Виды шинирования многообразны. Разновидности металлоконструкций позволяют подобрать оптимальный способ иммобилизации челюсти. При этом выделяют компактные типы шин, которые устанавливаются на небольшой участок и парные конструкции, охватывающие обе челюсти.

Среди методов лечения переломов нижней челюсти хорошо зарекомендовала себя иммобилизация назубными шинами. Шинирование передних зубов обеспечивает необходимую неподвижность при линейных переломах. В случае беззубой челюсти может быть рекомендован открытый остеосинтез: наложение костных швов, применение спиц Киршнера. Закрепить фрагменты также удается с помощью титановых винтов.

Одностороннее

Травматологи рекомендуют одностороннее шинирование при переломе нижней челюсти. Это эффективный и безопасный метод иммобилизации, который обеспечивает достаточную неподвижность для правильного сращения. Врачи-стоматологи практикуют методики временного шинирования – различные способы лигатурного соединения. Эти конструкции не считаются лечебными и подходят исключительно для транспортной иммобилизации.

Для шинирования зубов в лечебных целях при переломе челюсти применяют гнутые проволочные конструкции. Они фиксируются на шейке зубов и удерживают часть челюсти в правильном положении. Одностороннее шинирование сохраняет достаточную подвижность жевательного аппарата, что избавляет от дискомфорта на время лечения.

Двухстороннее

Распространенным видом шины для лечения перелома челюсти считается гнутая лигатурная проволока по методу Тигерштедта. Они изгибается индивидуально и устанавливается после предварительного фиксирования зубов в области перелома. Не менее популярна в двухстороннем шинировании ленточная шина Васильева. Она устанавливается на челюсти при наличии необходимого числа неподвижных зубов. При линейных травмах с устойчивыми зубами в количестве не менее 3-5 применяется гладкая шина-скоба.

Не менее популярны шины с распорками, которые создают сопротивление и препятствуют деформации нижней челюсти, захождению зубов друг за друга. Подобные конструкции рекомендованы при определенных типах переломов, сопровождающихся смещением.

Двухчелюстное

Для шинирования челюсти нередко применяются парные элементы, которые прочно фиксируют обе челюсти, прижимая их друг к другу. Двухсторонняя конструкция Тигерштедта снабжена крючками и резиновыми кольцами, за счет чего осуществляется стягивание.

Легированные шины при переломе считаются надежными, безопасными и удобными в установке. В процессе наложения шины проводят предварительную примерку, чтобы избежать возможных деформаций и неправильного сращения. На время проведения шинирования травмированную челюсть обездвиживают любым доступным способом.

Двухчелюстная конструкция показана при полном переломе верхней челюсти, множественных травмах жевательного аппарата, высоком риске внутричерепных нарушений вследствие перелома.

Какие бывают шины

Наиболее доступной в ценовом отношении и проверенной в деле остается лигатурная проволока для шинирования челюсти. Также используется медная проволока, которая подходит для стягивания зубного ряда при повреждении нижней челюсти.

При переломе челюсти со смещением проводят остеосинтез пластинами. Хорошо себя зарекомендовали изделия из титано-никелевого сплава. Титановые пластины при переломах устанавливаются преимущественно на верхнюю челюсть, что избавляет от необходимости обездвиживать весь челюстной аппарат. Также шинирование предполагает использование металлических скоб, шурупов, мини-пластин.

При переломах челюстей нередко используют пластмассовые шины, для которых характерно быстрое затвердевание. По сути, конструкция представляет собой протез с крючками для последующей фиксации резиновыми кольцами.

Для каждого больного шина подбирается индивидуально. В стоматологии нашли применение конструкции из полимеров, стекловолокна, арамидных нитей. Изделия отличают широкий диапазон цен, специальные условия эксплуатации, возможность комбинирования с другими стоматологическими конструкциями.

Шинирование резинкой подходит для осложненных переломов челюсти, при которых высок риск вывиха зубов. Если в челюсть можно ставить винты, то данный метод фиксации обеспечит плотное сжатие верхних и нижних зубов. После периода иммобилизации винты удаляют. Данный метод шинирования сочетают с другими способами лечебной иммобилизации.

Снятие шин

Сроки иммобилизации шиной после перелома челюсти зависят от скорости сращения. Снять конструкцию может только врач и только после предварительной оценки состояния костных структур. Для этого делают снимок. При наличии сформированной костной мозоли носить шину больше не нужно. В среднем шинирование челюстей при неосложненных переломах осуществляется на срок 1,5 месяца.

Снимать шины следует с помощью стоматологических инструментов. Сначала снимают резинки, затем разгибают металлические элементы. При правильном выполнении процедуры это не больно. Однако в случае фиксации металлоконструкциями непосредственно в кость необходимо анестезирование.

Дома процедуру не выполняют даже при неосложенной травме. Стоматолог должен осмотреть полость рта и назначить дальнейшее лечение. Обычно, когда снимают шины, наблюдается воспаление десен. Специалист объяснит, что делать в этом случае, а также назначит препараты для санации и снятия симптомов воспаления.

Длительность периода сращения можно ускорить с помощью препаратов с коллагеном, кальцием, витамином D3. Но в пожилом возрасте образование костной мозоли замедляется, тогда конструкция стоит продолжительное время, а снятие шин откладывается до появления костной мозоли. Насколько дольше носят шину, зависит от объема повреждения и риска развития осложнений. Если сращение все равно не происходит, шина подлежит удалению, проводят хирургическое лечение перелома.

Только врач решает, сколько ходить с конструкцией и когда приступать к разработке. Раннее удаление фиксатора приводит к осложнениям травмы.

Питание после шинирования

После того, как шина фиксируется на челюсти, процесс жевания невозможен. Остается питаться мягкой и жидкой едой, которая подается через трубочку. Полноценно кушать можно только после удаления конструкции. Но это не значит, что больной испытывает дефицит полезных веществ. Питание при переломе челюсти должно быть сбалансированным и разнообразным. С этой целью в рацион вводят белковые коктейли, овощные и фруктовые пюре, муссы из каш, кисломолочные продукты.

Шина, устанавливаемая при переломе нижней челюсти, значительно затрудняет процесс жевания, но не исключает полностью жевательный аппарат из работы. При этом допускается употреблять слизистые блюда, суфле из мяса, картофеля, творога. Будьте осторожны, употребляя при шинировании тефтели и паровые котлеты. Хоть они и отличаются мягкостью, но требуют жевания, что не всегда желательно. Лучше потреблять белковую пищу в виде пюре по типу детского питания.

В рацион больного обязательно следует включить:

  • продукты с высоким содержанием кальция;
  • протеиновые коктейли;
  • измельченные овощи, зелень и фрукты, богатые витамином С;
  • морсы и компоты.

Алкоголь на период лечения полностью исключают. Во-первых, он ухудшает эффективность терапии и вступает в конфликт с большинством лекарственных препаратов. Во-вторых, спиртное может спровоцировать тошноту и рвоту, что опасно при двухчелюстном шинировании.

Восстановительный период

Длительное шинирование после перелома нижней челюсти приводит к нарушению жевательных и речевых функций. Стоматолог подскажет, как разработать челюсть и вернуть ее функциональность без вреда для здоровья. Для реабилитации рекомендованы несложные упражнения, физиопроцедуры. В рацион постепенно вводят более грубую пищу. На восстановление после снятия шин уходит много времени. Особенно тяжело вернуть функциональность аппарата после двухчелюстного повреждения. Разрабатывать жевательный аппарат следует постепенно, в противном случае не исключены проблемы с дикцией, жеванием.

Пользу в период реабилитации принесут ретейнеры – они используются после протезирования и ортодонтического лечения и направлены на улучшение прикуса зубов, адаптацию к последующим нагрузкам.

Возможные осложнения и последствия

В стоматологии нередки случаи, когда даже при ранней консультации и составления оптимального плана лечения после иммобилизации возникают проблемы. О возможных осложнениях говорят неприятные симптомы, которые появляются еще до снятия конструкции. Так, после шинирования нередко расшатываются зубы, в особенности у пожилых людей.

Остались вопросы? Задавайте их нашему штатному доктору прямо тут на сайте. Вы обязательно получите ответ!Задать вопрос >>

Возможные осложнения и негативные последствия возникают даже при правильной терапии. Сама по себе травма трудно подается лечению, что связано с неудобством локализации перелома.

Среди прочих осложнений травмы:

  • патологии прикуса – негативно сказываются на жевательных и речевых функциях. Если зубы искривились и возникли серьезные нарушения, требуется удаление зуба;
  • травмирование тканей лица – провоцирует развитие гайморита и воспаление лицевого нерва;
  • ложный сустав – состояние, при котором место разлома не срастается и имеет патологическую подвижность;
  • остеонекроз – из-за длительного ношения конструкции костные ткани отмирают. Требуется хирургическое лечение.

Уважаемые читатели сайта 1MedHelp, если у вас остались вопросы по этой теме – мы с радостью на них ответим. Оставляйте свои отзывы, комментарии, делитесь историями как вы пережили подобную травму и успешно справились с последствиями! Ваш жизненный опыт может пригодиться другим читателям.

Правила наложения шин при переломе

Перелом – это серьезное повреждение костной структуры, имеющее свою классификацию, в зависимости от локализации травмы и степени тяжести.

Нарушение целостности костной ткани может иметь открытый — когда разрывается кожный покров, из раны течет кровь и закрытый характер. Помимо этого, данные повреждения делятся на полные, компрессионные и те, где присутствует смещение осколков и оскольчатые.

Оказание первой помощи – одно из самых важных действий, определяющих время последующего лечения и восстановления поврежденных рук и ног, и других частей тела. Именно поэтому очень важно знать, как проводятся шинирования, или наложение шин при переломе. К оказанию доврачебной помощи необходимо подходить серьезно, дабы избежать негативных последствий.

Это интересно:  Перелом в L3, протрузия в L4-L5, L5-S1, боль в пояснице - что делать?

Что собой представляет шина и для чего ее используют при переломах?

Наложение шин при переломах не дает костям двигаться, а значит, что болевые ощущения будут значительно меньше. Помимо этого, больной избежит сложных патологий, связанных со смещением и распространением отломков.

Когда шина при переломе накладывается пострадавшему правильно, то риск травмирования сосудов, нервных окончаний и мышечной ткани значительно снижается. При любом результате наложение шины при переломе является неотъемлемым действием при сломах разных видов.

В случае если произошла травма, то в момент оказания первой помощи при переломах данная область должна быть обездвижена, даже если имеются открытые раны. Это позволит повреждению не стать более тяжелым и подготовит больного к транспортировке — спокойное состояние уменьшит болевой синдром и даже купирует его, предотвратит распространение шока, уменьшит вероятность других повреждений внутренних органов, тканей близлежащей области. Осуществить это можно при помощи шины. Но для начала рассмотрим, какими бывают шины.

Шины могут быть стандартные и изготовленные из подручных материалов – досок, палок.

Стандартные шины выпускает промышленность. Они могут быть изготовлены из дерева, фанеры, пластмассы, резины, проволоки металлической.

Также для проведения иммобилизации необходимы бинты, которыми будут фиксироваться шины на верхних и нижних конечностях и вата — для прокладки между шиной и поврежденной зоной. Если во время оказания помощи под рукой нет бинтов, то фиксация поврежденных конечностей может быть проведена подручными средствами — ремнем, галстуком, колготками, куском ткани, веревкой. Вместо ваты можно использовать полотенца, прокладки из материи, сено, траву, солому.

Шина Дитерихса состоит из наружного и внутреннего деревянного костыля, подошвы, закрутки со шнуром. Костыли состоят из двух бранш — верхней и нижней и они раздвигаются. Верхняя часть бранши оканчивается упором для подмышечной впадины и промежности.

Также в них есть прорези и отверстия для их фиксации к конечности и туловищу при помощи пояса, лямки, бинта. Внутренний костыль имеет откидную планку с круглым окном для шнура и пазом на нижней бранше для выступа нижней бранши наружного костыля. Два ушка, предназначенные для проведения костылей, расположены на подошве и имеются две петли для закрепления шнура.

Шина Крамера напоминает лестницу — длинная рама из толстой проволоки с поперечными перекладинами. Она легко гнется в любом направлении. Шину Крамера изготавливают индивидуально в зависимости характера травмы и поврежденного сегмента. Можно использовать несколько шин одновременно.

Подбородочная шина – это изогнутая в продольном и поперечном направлении пластмассовая пластина в виде желоба. Используют ее при переломах нижней челюсти.

Располагающиеся в шине отверстия предназначены для оттока слюны и крови, а также для фиксации западающего языка. Конечные отверстия, расположенные с боков, имеют по три крючка для крепления петель головной шапочки.

Пневматические шины относятся к современным методам транспортной иммобилизации. Эти приспособления обладают рядом преимуществ: при надувании они автоматически моделируются по конечности, давление на ткани распределяется равномерно, что позволяет исключить пролежни.

Правила наложения шин

При переломе и других травмах как накладывать шину?

Как наложить шину при переломе костей голени необходимо знать каждому человеку, потому что никто не застрахован от получения переломов, трещин, вывихов. Именно поэтому необходимо знать, как накладывать шину при переломах голени.

Какие правила для наложения шин при переломах следует соблюдать?

Существуют несколько основных аксиом при костях сломанных, как правильно накладывать шину при переломе, которые помогут человеку без опыта. Правила наложения шины при переломах:

  1. Пострадавшего необходимо как можно быстрее успокоить, потому, что стрессовое состояние негативно влияет на организм и может вызвать травматический шок, истерику, что нежелательно при наличии повреждений внутренних.
  2. Надежная иммобилизация. Оказание помощи должно начинаться с осознания, что при травмах конечностей следует зафиксировать травмированное место и два близлежащих сустава — один находится выше, а другой ниже сломанной области. Если произошел перелом бедра, то необходимо обездвижить три сустава: тазобедренный, коленный, голеностопный.
  3. Перед тем, как проводить обездвиживание поврежденного места, важно подготовить шину. Для этого следует проложить ее марлей и ватой, если их нет, то надеть на нее чехол. Желательно прикрыть костные части, которые выступают прокладками. Это поможет избежать образования пролежней.
  4. Когда накладывают шины к поврежденным поверхностям конечности и туловища, то они должны находиться в среднефизиологическом положении, так как именно оно купирует напряжение мышц. Для этого нужно согнуть крупные суставы под углом десять градусов, не больше.
  5. При закрытом переломе необходимо аккуратно изменить положение, например, сделать вытяжение конечности по оси, тогда шина будет накладываться поверх одежды и обуви.
  6. Если перелом открытый, с повреждением мягких тканей и кожного покрова, то вытяжение и вправление костных обломков проводить нельзя. Они должны фиксироваться в том же положении, в котором находятся.
  7. В случае открытого перелома следует соблюдать важное правило — на рану накладывается стерильная давящая повязка. Данные травмы сопровождаются кровотечением, которое необходимо остановить. Осуществляется это при помощи жгута, который накладывают поверх одежды. Так же следует под жгут положить записку с указанием времени его наложения — это должны учесть медицинские работники.
  8. С потерпевшего можно снять одежду соблюдая правила – сначала одежда снимается с тех конечностей, которые были не повреждены, после этого с тех, где произошел перелом. Надевать одежду следует в другом порядке. При этом поднимать или сажать больного нельзя.
  9. Транспортировкой пострадавшего должна заниматься бригада медиков, но если для этого нет возможности, то самостоятельно перекладывая человека на носилки, следует поддерживать поврежденную конечность.
  10. Шину нельзя изгибать по форме конечности.
  11. В процессе наложения шины боль не должна усиливаться, поэтому делать все следует аккуратно.
  12. Наложение шины на голое тело не допускается. Кроме того, нельзя, что бы она своим концом упиралась в кожные покровы или сдавливала кровеносные сосуды и нервы, которые располагаются рядом.

Лечение и реабилитация разных участков тела отличается, как и если человек сломал ногу, правила наложения шины при переломе голени будут отличаться от иммобилизации головы или руки.

Как использовать шину на разных участках тела

Голова. Для транспортной шины при переломе черепа используют плотный ватно-марлевый валик, который имеет вид бублика. Изготовить просто – берется полоска серой ваты толщиной в пять сантиметров и шириной в двенадцать сантиметров, длиной от 45 до 50 сантиметров. Эту полоску следует скрутить в плотный жгут и обернуть бинтом. Концы валика соединяются и сшиваются. Если ниток, иголки нет, то можно использовать подручные средства. Данный бублик следует осторожно подложить под голову и прибинтовать круговыми движениями. Данный валик можно даже сделать из полотенца и других подходящих материалов.

Плечо. Перелом плечевой кости довольно часто приводит к развитию отека и деформации. Больной не может совершать движение рукой ниже поврежденного места.

Верхнюю конечность в таких случаях необходимо обездвижить. Для этого под мышку кладут небольшую прокладку, затем поврежденную руку аккуратно размещают у бока, при этом предплечье находится под прямым углом поперек грудной клетки. Далее делают шину, для этого можно взять журналы, газеты и другие материалы. Шина должна располагаться с наружной стороны конечности. Ее прикрепляют ниже и выше перелома. После этих действий нижнюю часть руки укладывают на перевязь, которая крепится на шее. Вокруг шины и грудной клетки обматывается простыня, привязывающая плечо к телу, закрепляется она под другой рукой. С этой же задачей могут справиться марлевые повязки Дезо или одноименные ортезы.

Бедро. При переломе нижних конечностей шина составляется из двух досок, в крайнем случае, других материалов. Шина в первом варианте накладывается следующим образом — колено не выпрямляют, несколько тканевых или бинтовых полосок просовывают осторожно под тело пострадавшего в районе поясницы, и далее распределяют у бедра, на спине, под мышками, ниже коленного сустава, у стопы. Далее две покрытые шины помещают параллельно друг к другу, при этом внешняя шина направлена от подмышек и по бедру, наружной поверхности голени ниже пяток, другая – от паха ниже пяток. После наложения шины ее привязывают на место и завязывают на внешней стороне.

Если нет досок, между ног укладывают свернутое одеяло, травмированная нога привязывается к здоровой конечности. Ноги связываются в трех местах, там, где коленный и голеностопный суставы, щиколотка и на бедрах. К поврежденному месту шину не привязывают.

При переломах костей голени используется шина Крамера. Наложение шины при переломе голени проводится минимум в двух частях сломанной ноги. Основные правила наложения транспортной шины при переломе костей голени:

  • Обезболить рану анальгетиком или ввести его внутривенно.
  • Человека следует усадить или уложить в удобную позу. Если не задевать травмированные части голени, то боль будет не столь сильная.
  • По возможности разрезать одежду.
  • Шину следует приложить к здоровой стопе и согнуть ее по ноге.
  • Установить шину под поломанную ногу таким образом, чтобы угол голеностопа был прямым, шина при этом доходит до средней части бедра.
  • Вторую сгибают со стороны, под пяткой и она приобретает вид буквы U.
  • При открытом переломе, если виден один обломок или более накладывается прокладка.
  • Фиксацию отломанной кости голени проводят с помощью бинтов, захватывая при этом пальцы и далее по стороне внутренней подошвы.
  • Далее человека доставляют в травмпункт, для оказания первой медицинской помощи. Далее врач должен направить на обследование пациента и по результатам определить ход лечения.

Заключение

Во всех случаях следует соблюдать аккуратность. Независимо от того, какое место было травмированно, необходимо придерживаться всех описанных выше требований. Наложение шины важно и тогда, когда имеется только вывих.

Не стоит тянуть с диагностикой и лечением заболевания!

Крупнейший медицинский портал, посвященный повреждениям человеческого организма

Челюсти человека участвуют в выполнении таких важных функций как разговор и жевание. Зачастую травмы в челюстно-лицевой области возникают на фоне механических воздействий, приложенных с большой силой. При своевременном обращении больного от момента появления боли, отека и других жалоб к врачу стоматологу зависит качество восстановления анатомического строения и скорость заживления костных тканей.

После выполнения рентгеновского обследования и диагностирования перелома, важно как можно скорее обеспечить неподвижность кости. Для этого используется шина при, которая накладывается врачом стоматологом на весь период лечения и позволяет обеспечить до 1,5-2 месяцев иммобилизацию.

Виды шинирования

Травмы в области челюстей, как верхней, так и нижней, могут быть со смещением костных фрагментов или без. На этапе первой врачебной помощи первоначально осуществляется сопоставление смещенных участков челюсти. После репозиции накладывают шину.

  1. Ленточные шины Васильева: стандартные по использованию. Относятся к самому простому и дешевому способу лечения.
  2. Шины Тигерштедта из алюминия: изготавливаются для каждого пациента индивидуально, перед фиксацией. Благодаря точному анатомическому соответствию это устройство позволяет равномерно распределять нагрузку, сводя риск травмирования слизистой десен и зубов к минимуму.

Видео в этой статье показывает особенности фиксации шины при переломе нижней челюсти, используя иммобилизацию сразу двух челюстей (верхняя — maxilla, нижняя — mandibula).

В зависимости от степени тяжести перелома шина может быть наложена различными методиками. Выбор метода обоснован уровнем и тяжестью поражения, соматическим состоянием больного.

Применяют различные виды шинирования:

Наложение шин проводится жестко, с максимальным ограничением возможности открытия рта. Это условие способствует ускорению процесса заживления поврежденной кости, предупреждает возникновение новых трещин и способствует постановке правильного прикуса (учитывая изначальное положение до травмы).

Для дополнительной фиксации после установки устройства в полости рта, в области лица ставят теменно-подбородочную пращу. Накладывается на весь период, сколько ходить с шиной потребуется. Данная повязка позволяет надежно прижать подбородок больного кверху.

Это интересно:  Перелом челюсти - виды, симптомы и методы лечения

Всегда ли показана установка

Не всегда перелом в области лица может возникнуть от применения грубой механической силы. В любом случае каждому пациенту должна быть оказана доврачебная помощь. Выполнение сердечно-легочной реанимации проводится только по показаниям.

Особенности выполняемых процедур до шинирования:

  1. Приостановить течение крови: использование тампона, компрессии в месте ранения. После прекращения наложить холод.
  2. Обезболивание: ненаркотические анальгетики. Применяют анальгин, ревалгин с постановкой в мышцу.
  3. Обездвиживание челюсти: применяют пращевидную повязку. Данное мероприятие будет противопоказано если больной поступил в приемное отделение без признаков сознания. При создании такого фиксирования может возникать риск удушья, спровоцированный западением языка или проникновением рвоты в область дыхательных путей.

Независимо от того открытый или закрытый перелом, с присутствием на одной челюсти или двух важно предупредить развитие осложнений в виде смещения костных фрагментов, повторной травмы, инфицирования и развития воспалительного процесса. С этой целью оптимальным считается выполнить установку шины.

Способы лечения

В зависимости от объема поражения кости, соматического здоровья пациента учитывается выбор конструкции и сколько носить шину. Все применяемые методики иммобилизации можно подразделить на: оперативные и консервативные. В ходе операции врач методом остеосинтеза проводит скрепление множества костных отломков специальными металлическими конструкциями.

Остеосинтез необходим при множественных переломах костей лица со смещением, сочетающихся с воспалительной патологией зубов и слизистой в ротовой полости (пародонтит, пародонтоз и другие). Для скрепления могут быть применены: спицы из стали и стержни, штифты, проволока из нитрид-титана (обладает памятью формы), затвердевающая быстро пластмасса, нить из полиамида и специальный клей.

Самый безопасный и удобный метод иммобилизации, применяемый в процессе оперативного вмешательства, является остеосинтез минипластинами из металла. Для фиксирования их требуется обеспечить доступ к кости непосредственно только в области поражения. Помимо этого костные фрагменты с пластинами способны выдерживать значительные динамические нагрузки.

Накладывание шин выполняют для фиксирования отломков челюстей, без добавления в устройство других костей челюстно-лицевой области. Наиболее популярным считается применение шины Тигерштедта.

Для создания крючков используют крампонные штифты. В среднем требуется на 1 пациента 8 гр. проволоки из алюминия и 9 гр. бронзо-алюминиевой.

К особенностям того, как ставят шину относится индивидуальное изготовление под каждого больного. В ротовой полости под предварительным местным обезболиванием выполняется постановка. Дугу кладут на челюсть, крючками кверху на верхней и книзу на нижней челюсти.

Временное соединение металла и кости производят при помощи более тонкой проволоки, которую заводят промеж боковых сторон зуба, с вытягиванием и закручиванием в области шейки. При двухчелюстном шинировании, обязательно для стабилизации накладываются резинки.

Обратите внимание! Поскольку риск присоединения инфекции при травме слизистой, зубов и кости высок, врачом в обязательном порядке назначается курс антибиотиков и вводится сыворотка против столбняка.

Сроки фиксирования

Стоимость лечения

К оплате также необходимо добавить последующее проведение санации полости рта, в период того как сняли шины. Для оптимального подбора специалиста и цены лучше предварительно ознакомиться с прайсом и отзывами выбранной для дальнейшего лечения клиники.

Особенности питания

Процесс восстановления кости после травм и переломов идет длительное время. Поскольку фиксацию для достижения оптимального процесса заживления необходимо выполнять надолго, будет отмечаться наличие болевого симптома.

Когда снимают шины, боль также сохраняется. Это обусловлено присутствием инородных материалов в полости рта долгое время.

На весь период лечения пациент принимает питание при наложенной шине консистенции сливок и сметаны. После снятия устройства для иммобилизации требуется проведение разработки челюстного аппарата и жевательных мышц.

Совет! Для получения быстрого и качественного процесса зарастания кости челюсти нужно не только соблюдать все предписания врача стоматолога, но и придерживаться некоторых правил в питании.

Инструкция по питанию:

  1. Использование трубочки: принимаемая пища консистенции сметаны и сливок. Рекомендуются к приему коктейли и кефиры.
  2. Исключить алкоголь: употребление спиртного может вызывать рвотный рефлекс. Это опасно тем, что может привести к асфиксии.
  3. Увеличить прием продуктов, богатых кальцием: с целью ускорить процесс восстановления кости. Данный микроэлемент в большом количестве присутствует в кисломолочной продукции, грецких орехах и семенах кунжута.

Весь период лечения и тогда, когда выполнено снятие шин даже при сочетании с полноценным питанием зачастую приводит к снижению общей массы тела. После восстановления, разработки челюстей в физиологическое состояние вес приходит в норму.

Техника наложения шин

Первая помощь при переломе конечности – это придание пострадавшему такого положения, при котором он не будет чувствовать болезненные ощущения, а отломки костей не будут далее травмировать мягкие ткани. Грамотное наложение шины специалистом повышает шансы пострадавшего на полное излечение без последствий.

Существуют разные виды шин, но принято выделять четыре разновидности в зависимости от характера перелома:

  • Универсальная, или лестничная, шина Крамера. Эта медицинская шина представляет собой сочетание отдельных деталей, благодаря которым можно собирать разные по высоте и форме конструкции.
  • Шина Дитерихса . Состоит за раздвижных частей, ее функциональное назначение – вытяжение. Применяют, в основном, при переломах бедер.
  • Пневматическая лечебная шина. Один из современных видов, представляет собой плотный чехол на молнии, оборудованный насосом для накачивания воздуха. Ее применяют для иммобилизации кисти рук, предплечья, ноги, стопы, голени, коленного сустава.
  • Импровизированная шина из подручных материалов. Такими могут быть: прямая ветка или палка, проволока, косынка, простынь. Стоит с вниманием отнестись к поиску таких предметов, чтобы не было острых концов.

Существуют и другие разновидности на основе ватно-марлевых повязок для фиксации головы, шейных позвонков, плечевого сустава.

Шина Дитерихса и техника ее наложения

Шина Крамера и ее правильно положение

Эта лечебная шина применяется при переломе верхних и нижних конечностей. Вначале врач моделирует форму на себе, затем ее прикладывают к поврежденной конечности больного, пустоты прокладываются ватой. Конструкция обматывается бинтами. Шина Крамера также подходит при повреждении связок и сухожилий. Накладывание такое же, как и при травме кости.

Основные правила наложения шин

Если перелом имеет открытые раны, то прежде чем наложить любую шину, надо обработать рану антисептиком. Если травма закрытая, то конструкцию можно накладывать на одежду.

Поврежденный сустав часто фиксируется вместе с двумя соседними. Например, фиксация перелома плечевого сустава начинается от кончиков пальцев до плеча. При переломе голени накладывается пластина, затрагивающая коленный и голеностопный суставы. Этот алгоритм наложения применяется и при других повреждениях конечностей. Правила наложения транспортных шин применяются при иммобилизации бедренного сустава и позвоночника. Фиксация перелома бедра охватывает всю ногу. Перелом позвоночника сопровождается обездвиживанием всего туловища человека.

Если наблюдается кровотечение, то не стоит спешить с наложением жгута, надо дождаться указаний врача. Если нет возможности узнать информацию от специалиста, то больному дается записка с указанием точного времени наложения жгута.

Наложение шины из подручного материала чревата тем, что острые концы могут врезаться в тело пострадавшего, сдавить нервные окончания и проходящие рядом кровеносные сосуды. Повязка не накладывается в месте перелома, чтобы давлением не причинять боль.

Если у человека начался приступ истерии, то необходимо как можно быстрее вывести его из этого состояния, так как у пострадавшего может развиться травматический шок. К месту перелома желательно приложить лед и дать человеку обезболивающее.

Вышеописанные правила являются основой при любых переломах.

Наложение шины при различных переломах

Верхние конечности

При переломе предплечья кость фиксируется шиной Крамера с двух сторон: тыльной и лицевой. Через шею прокидывается косыночная повязка и фиксирует руку в согнутом положении. Перелом плечевого сустава иммобилизуют, фиксируя два соседних сустава. При переломе пальца пострадавший фаланг фиксируют к соседним здоровым пальцам.

Нижние конечности

При отсутствии сподручных материалов самым простым способом считается привязать больную ногу к здоровой. Сами правила наложения шины состоят в следующем: сломанная нога с трех сторон обкладывается пластинами, задняя начинается от подошвы и заканчивается под лопаткой, размер внешней боковой пластины — от подошвы до подмышечной впадины, внутренняя боковая — охватывает расстояние от промежности до конца ноги. Транспортные шины фиксируют ремнями. Транспортировка происходит в лежачем положении.

Плечевой пояс

При переломе ключицы достаточно подложить в подмышечную впадину валик из ваты и надеть на руку косынку, перекинутую через шею. Перелом лопатки иммобилизируют отводящей шиной со скелетным вытяжением. Если нет смещения отростков, то перелом фиксируют повязкой Дезо . Это самостоятельная конструкция, которую можно носить в течение месяца.

При переломе ребер шинирование состоит в том, чтобы обездвижить их при дыхании. Наилучшим способом считается обвязать грудь простыней, дав выполнять дыхательную функцию мышцам живота. Пострадавшему не стоит разговаривать и принимать лежачее положение, чтобы обломками ребер не повредить внутренние органы.

Позвоночник

При повреждении позвоночника шину из жесткого материала накладывают в рост человека. В этом случае особенностью является то, что пострадавшему нельзя двигаться. Его аккуратно перекладывают на место укладки конструкции, тело фиксируют ремнями. Шаг ремня — до 30 см.

Кости таза

Такой вид травмы, особенно перелом копчика, часто сопровождается сильными болевыми ощущениями. Иммобилизация больного происходит в положении лежа с подложенным валиком под бедра. Фиксация перелома шейка бедра происходит по принципу повреждения нижних конечностей. Такие травмы опасны повреждением кровеносных сосудов.

Повреждения шеи фиксируют воротником Шанса, который не дает двигаться голове. Это объемная плотная ватно-марлевая повязка, имеющая разные размеры — от младенца до взрослого человека. Ее можно носить несколько недель в зависимости от показания врача, снимая на ночь.

Шины при переломах, виды шинирования, способы наложения шин

При переломах для безопасной транспортировки пострадавшего используются разные виды шин, но прежде, чем накладывать тот или иной фиксатор, необходимо разобраться, в чём их преимущества и когда лучше использовать ту или иную конструкцию.

Из проволоки

Лестничная шина Крамера применяется при переломах рук или ног. Изготавливается она из проволоки и напоминает по своему строению лестницу. В случае закрытого перелома накладывать такую конструкцию можно непосредственно на одежду.

Перед использованием проволочную заготовку нужно обложить ватой, которая закрепляется при помощи бинта. Моделируют и изгибают проволочное полотно по здоровой руке, после чего прикладывают к повреждённой руке, следя при этом чтобы конструкция охватила два сустава, а не только область перелома.

Для фиксации бедренного сустава используют сразу три шины. Одна ложится с внутренней стороны, другая снаружи, а третья под ногу. После того, как вся конструкция будет уложена, её прибинтовывают к конечности при помощи бинта, заполняя свободное пространство внутри ватой или одеждой, чтобы нога не могла свободно перемещаться.

Шина Дитерихса – ещё одна транспортная конструкция, которая была предшественником предыдущей. Состоит она из двух деревянных элементов – доски с просверленными отверстиями и доски, в которую вкручена втулка. Обе части соединяются между собой, что позволяет обеспечить надёжную иммобилизацию повреждённой конечности. Но использовать эту модель можно только в случае перелома ног, для иммобилизации при травмах верхних конечностей она не подходит.

Основными показаниями для использования этого прибора можно считать:

  1. Массовое повреждение мягких тканей.
  2. Ожоги.
  3. Отморожения.
  4. Синдром длительного сдавления.
  5. Повреждения кровеносных сосудов.
  6. Повреждения нервных стволов.
  7. Повреждения костей.
  8. Повреждения суставов.

При этом используемые шины должны обеспечить надёжную фиксацию в физиологически выгодном положении и в то же время быть простыми в применении, чтобы наложение их не сказалось на общем состоянии пациента и на занимало длительный период времени.

Пневматические

Медицинская пневматическая шина – герметичная камера, внутрь которой помещается повреждённая конечность, вокруг которой происходит подача воздуха. Различают три типа устройства. Первое предназначено для кистей и предплечий. Второе — для стопы и голени, а третье — для бедра и коленного сустава.

Используются эти предметы не только при явном переломе, который можно определить по имеющимся симптомам, но и при подозрении на перелом, при повреждении крупных и мелких суставов, при травмировании мягких тканей с большими отёками и гематомами. Применять пневматические шины могут не только врачи «Скорой помощи», но и сотрудники спортивных комплексов, МЧС, служб медицины катастроф. При этом в момент наложения риск получить дополнительную травму минимален, а полученная иммобилизация оказывается надёжной и длительной, что позволяет перевозить пострадавшего на дальние расстояния.

Это интересно:  Перелом ладьевидной кости: виды, симптомы и методы лечения

К тому же, чтобы сделать рентген, такой фиксатор совсем не обязательно снимать, в отличие от двух предыдущих моделей, так как рентгеновские лучи совершенно свободно проходят сквозь материал. И, наконец, одежда и обувь не мешают применению такого метода фиксации.

Масса устройства не превышает 3 кг. Эксплуатироваться может при температуре от -20 до +50 градусов. Надуть же можно только до определённых пределов, который составляет 50 мм рт. ст.

Медицинская шина – это ортопедическое приспособление, предназначенное для оказания первой помощи, а также осуществления лечения при повреждениях опорно-двигательного аппарата. Но не при каждой травме её применение оправдано – поражение должно быть таким, чтобы оно локально нарушало функцию части тела. Говоря простым языком – это тяжёлые травмы (переломы, вывихи, разрушение мягких тканей, повреждения сосудов и нервов).

В подобных случаях полноценное заживление возможно только в одном случае – когда сегмент опорно-двигательного аппарата должен быть полностью выключен из работы. Чтобы адекватно выполнять это предназначение, современные шины должны обладать следующими качествами:

  • Быть достаточно прочными, выдерживая при этом не только собственный вес части тела, но и силу активных движений. Подвижность должна быть не ограничена, а исключена полностью сразу же после проведения иммобилизации.
  • Иметь небольшой вес, чтобы не доставлять пациенту неудобства при выполнении какой-либо деятельности. Громоздкая и тяжёлая шина может не только ограничивать активность пациента, но и служить причиной ухудшения его состояния.
  • Являться физиологичной по своему строению, чтобы после наложения не приводить к порочной фиксации конечности. Она не должна вызывать сильного давления на выступающие участки скелета, а также исключать любое воздействие на сосудистые и нервные пучки.
  • Иметь комбинированное устройство, что позволит применять одно табельное средство для разных случаев. Модификация необходима потому, что каждый пациент имеет индивидуальные показатели роста, веса и телосложения.

Деление медицинских шин на жёсткие и мягкие больше условное, и зависит от исходного строения изделия и области его применения – действие каждой из них на организм в любом случае одинаково.

Жёсткие шины

Разделение внутри этой группы происходит по принципу исходного материала – он должен быть устойчивым к механическому воздействию. Поэтому следует перечислить все разновидности, начиная от самых простых и старых средств:

  1. Историческим материалом для шин являлось дерево – именно из него получалось сделать одновременно лёгкие и прочные шины.
  2. Но все они отличались существенным недостатком – невозможностью какой-либо модификации.
  3. Поэтому приходилось делать их из нескольких частей, что сказывалось на опорных свойствах.
  4. Среди них можно выделить некоторые изделия, применяющиеся и до сих пор – шина медицинская Еланского или Дитерихса.

Указанные варианты широко использовались в военно-полевой хирургии, где требовались надёжные и простые средства. Разработка Еланского предназначалась для фиксации головы, шеи и грудной клетки, и состояла из деревянной рамки, снабжённой несколькими ремнями. Шина Дитерихса являлась универсальным средством, позволяя осуществлять одновременное удержание и вытяжение в случае повреждений бедренной кости и прилежащих к ней суставов.

Все жёсткие шины используются для оказания первой помощи при травмах в области значительных по протяжённости участков скелета, которые они, благодаря своей длине, надёжно фиксируют.

Современные

Сейчас в широкой медицинской практике применяются только те средства, которые обладают комбинированными свойствами. Это позволяет использовать одно и то же изделие при различных травмах:

  • Следующим этапом развития стало появление металлических вариантов, представляющих собой одновременно прочный и гибкий каркас, состоящий из проволоки.
  • Их типичным представителем в наше время является лестничная шина Крамера.
  • Изделия характеризуются возможностью модификации, лёгкостью, и гибкостью в сочетании с прочностью.

Но со временем проволока разрушается, что сказывается на опорных свойствах. Поэтому потребовалась разработка более устойчивых к действию времени изделий:

  • Самыми современными средствами, широко применяемыми в травматологии и медицине катастроф, являются комбинированные пластиковые шины.
  • Они легко подвергаются модификации, имеют небольшой вес, хорошо переносят дезинфекцию.
  • При этом пластмасса обладает достаточной прочностью, способной выключить подвижность в определённом сегменте.

Среди указанных вариантов не следует отдавать особенное предпочтение какой-либо шине – каждая из них обладает набором неповторимых и уникальных качеств, которые объясняют их широкое применение в настоящее время.

Мягкие шины

Подобные варианты поддерживающих средств, вопреки заблуждениям, не используются при лёгких вариантах повреждений. Просто такое понятие обусловлено исходным материалом, применяющимся для изготовления шин. Они не отличаются значительной прочностью, но при наложении обеспечивают иммобилизацию локальных участков опорно-двигательного аппарата.

Сейчас широко применяются новые пневматические шины, представляющие собой полые камеры, наполняемые воздухом. Но не все мягкие шины являются современными изделиями – например, ватный воротник Шанца был изобретён более 100 лет назад. И опять же – он не имел «гражданского» назначения. Его основной сферой применения были боевые травмы, сопряжённые с повреждением шейного отдела позвоночника.

Пневматическая

Лечебное действие этих изделий основано на давлении воздуха, которое осуществляет механическое воздействие на его стенки. При достижении определённых значений шина приобретает такую прочность, которой достаточно для удержания определённого сегмента опорно-двигательного аппарата. Также их применение основано на следующих принципах:

  1. Существуют различные модификации пневматических шин, которые в зависимости от строения фиксируются на определённые участки тела. Обычно ими являются небольшие по размеру области – стопа и голень, предплечье и кисть.
  2. В исходном состоянии изделие не обеспечивает эффекта иммобилизации, так как представляет собой лишь гибкий цилиндр.
  3. Подобные средства надуваются не силой выдоха человека – так практически невозможно создать внутри них необходимое давление. Для этой цели существует небольшой компрессор, который нагнетает внутрь шины достаточное количество воздуха.
  4. В надутом состоянии её нельзя надеть на нужный участок конечности, так как внутренние поверхности изделия прочно сомкнутся. Поэтому перед использованием шина располагается в правильном положении, и только после этого она подключается к компрессору.

Сейчас разработаны также универсальные варианты изделий – они состоят из нескольких частей, которые надуваются по отдельности. Это позволяет регулировать их длину для применения на различных участках конечностей.

Этот мягкий вариант шины сейчас больше причисляется к профилактическим средствам – его основной сферой использования стало лечение остеохондроза. Хотя ватный воротник по-прежнему остаётся эффективным средством первой помощи при черепно-мозговых травмах и повреждениях шейного отдела позвоночника. Это обусловлено следующими свойствами:

  1. При правильном применении он проявляет мягкую иммобилизацию – препятствует осуществлению любых движений головы. Становится невозможным осуществить активное сгибание или разгибание, а также вращение.
  2. При повреждении позвоночника он обеспечивает замещение его функции – принимает на себя всю амортизационную нагрузку. Поэтому при движениях все толчки переходят на воротник, где их сила гасится, и не передаётся на вышележащие отделы.
  3. Наконец, эта шина осуществляет одновременную разгрузку мягких тканей, устраняя спазм мускулов шеи, возникающий сразу после травмы.

Хотя сам по себе воротник Шанца не обладает выраженными лечебными свойствами, его применение существенно снижает риск возможных осложнений. Поэтому даже минимальное подозрение на травму шеи служит показанием к его использованию.

Что такое пневматическая шина

Медицинская пневматическая шина может быть целесообразно применена при переломе, подозрении на перелом, повреждении мягких тканей (включая кровотечения). Продолжительность применения ограничивается периодом транспортировки пострадавшего с непосредственного места получения травмы к медицинскому учреждению.

Это устройство представляет собой камеру из эластичной пленки с застежкой типа «молния» и клапаном для нагнетания воздуха внутрь камеры. Конечность, которая была травмирована, помещается внутрь такой камеры, далее в камеру нагнетается воздух под высоким давлением. Такой аппарат для иммобилизации, как пневмошина, может быть использован даже при низких температурах благодаря термоизолирующему эффекту.

Области применения и разновидности

Пневматическая медицинская шина полностью повторяет рельеф фиксируемой конечности. Ее с уверенностью можно назвать временным гипсом. Применимы шины при травмах стопы, голени, предплечья, как средство взаимной, так и самопомощи. Могут использоваться с целью предотвращения попадания инфекции и остановки кровоизлияния, так как являются воздухонепронецаемыми. Важной характеристикой рассматриваемого устройства можно назвать рентгенпрозрачность. Давление в камере не превышает 50 мм. рт. ст., диапазон температур, допустимых для использования данных шин – от 25 до 40 градусов выше нуля.

Пневматические шины – необходимый атрибут личной водительской аптечки. Часто используются бригадами скорой медицинской помощи, службами спасения, в спортивных и развлекательных комплексах, в подразделениях различных крупных добывающих и производственных предприятий.

В зависимости от области применения выделяют такие категории пневматических шин:

  • для голени, стопы – типа «сапог короткий»;
  • для бедра, колена – типа «сапог длинный»;
  • для предплечья, кисти – типа «рукав».

Различают, кроме того, детские и взрослые медицинские пневматические шины. Внешний вид, технические, физические и химические характеристики, а также область применения их одинаковы, не совпадает лишь размер.

Преимущества и недостатки

Преимущества

  • простота конструкции, быстрое наложение;
  • благодаря физическим свойствам материала есть возможность наблюдать за фиксируемой конечностью;
  • возможность сделать рентген, не снимая повязки, благодаря физическим свойствам материала;
  • при наложении такого средства риск травматизма минимален, что обусловлено достаточной эластичностью самой конструкции;
  • возможно наложение поверх одежды и обуви благодаря размерам шины;
  • высокая мобильность благодаря компактности и малому весу.

Недостатки

  • возможен прокол средства и, как следствие, недостаточная надежность фиксации;
  • повышение давления в камере влечет за собой повышение жесткости фиксации с одной стороны, но сдавливание мягких тканей с другой, что может повлечь за собой необратимую ишемию конечности при длительном использовании;
  • при переломах таких крупных костей, как плечевая и бедренная, использование пневматической шины не будет достаточно эффективным из-за недостаточной жесткости фиксации;
  • пневматическая медицинская шина также может стать причиной усиления кровотечения при открытом переломе и разрыве мягких тканей, сработав в качестве венозного жгута.

Порядок наложения

  1. В первую очередь следует дать оценку состоянию пациента, осмотреть пострадавшую конечность, применить анестетики, убедиться, что есть необходимость использовать пневматические шины.
  2. Средство извлекают из упаковки, размещают под конечность, которую необходимо зафиксировать.
  3. Далее открывают клапан воздуходува, сверху над устройством придают пострадавшей конечности максимально удобное положение. При необходимости сооружают подкладку из ваты, бинта либо других подручных материалов. Если имеются повреждения мягких тканей (например, открытый перелом), потребуется наложение асептической повязки. Молнию на повязке застегивают.
  4. Следующим действием надувают устройство непосредственно для иммобилизации, можно использовать ручной насос либо через салфетку ртом. Клапан закрывают, проверяют его герметичность.
  5. Важно проверять цвет и температуру кожных покровов, чтобы не допустить необратимой ишемии.
  6. Положение пострадавшего при транспортировке зависит от его текущего состояния.
  7. При прибытии в лечебное учреждение сначала открывают клапан, затем застежку и освобождают конечность. Время использования фиксирующего средства не должно превышать 60 минут.
  8. После использования важно провести соответствующие гигиенические и дезинфицирующие процедуры.

Статья написана по материалам сайтов: 1medhelp.com, potravmam.ru, travm.info, otravmah.com, sustavi.biz.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector