Профилактика плоскостопия у взрослых и детей, рекомендации для родителей

Данная рекомендация поможет родителям в поиске профилактических мер при деформации стопы.

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

Профилактика плоскостопия в семье

Плоскостопие — деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы. В зависимости от причины различают врожденную плоскую стопу, рахитическую, паралитическую, травматическую и наиболее часто встречающуюся — статическую.

В результате приобретенного плоскостопия опускается медиальный край стопы, патологически растягивается ее связочный аппарат, изменяется положение костей. Мышцы — супинаторы, играющие наиболее важную роль в поддержании свода стопы, ослабевают и атрофируются.

Все это приводит к повышению утомляемости при ходьбе, боли в икроножных мышцах при длительной ходьбе и к концу дня, снижению физической работоспособности. Одним из проявления плоскостопия могут быть головные боли как следствие пониженной рессорной функции стопы. Признаками выраженного плоскостопия являются уплощение и расширение стопы, особенно в средней части, пронация пятки наружу. Лечить плоскостопие труднее, чем предупредить. Поэтому главное внимание нужно уделять профилактике данного заболевания.

Все это приводит к повышению утомляемости при ходьбе, боли в икроножных мышцах при длительной ходьбе и к концу дня, снижению физической работоспособности. Одним из проявления плоскостопия могут быть головные боли как следствие пониженной рессорной функции стопы. Признаками выраженного плоскостопия являются уплощение и расширение стопы, особенно в средней части, пронация пятки наружу. Лечить плоскостопие труднее, чем предупредить. Поэтому главное внимание нужно уделять профилактике данного заболевания.

Для предупреждения развития плоскостопия надо соблюдать следующие профилактические меры:

  • обувь ребенка должна соответствовать размеру ноги, иметь твердую подошву и небольшой каблук;
  • для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супинаторами, постоянно выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;
  • выполнять ОРУ, упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания. упражнения для укрепления мышц свода стопы) и дополнительно-специальные упражнения (ходьба босиком по скошенной траве, галечнику, по неровной почве);
  • при наличии плоскостопия хороший эффект дают лечебная гимнастика и массаж.

Усиливая кровообращение, эти методы повышают силу и эластичность мышц, способствуют укреплению связок, поддерживающих свод стопы в правильном физиологическом положении, снимают усталость и боль в нижних конечностях.

1) Ортопедический режим:

— обувь должна быть полужесткой с невысоким каблуком;

— обувь не должна быть узкой и сдавливающей, рекомендуется менять обувь в течение дня;

— запрещается носить резиновую обувь, валенки, чешки, мягкие домашние тапочки — они не держат свод стопы;

— использовать сделанные на заказ стельки — супинаторы;

2) Расслабляющий массаж голени (наружная группа), поглаживание, легкое растирание, непрерывная вибрация. Массаж обязательно сочетают с лечебной гимнастикой.

Лечебную физкультуру назначают при всех формах плоскостопия, обеспечивая нормализацию двигательной сферы, увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей повышение физической работоспособности. Ведущее место занимают специальные задачи лечебной физкультуры: исправление деформации и уменьшение имеющегося уплощения сводов стопы; устранение пронированного положения пятки и супинационной контрактуры, формирование навыка правильной осанки.

Эффективны упражнения с захватыванием мелких предметов пальцами стоп и их перекладыванием, катанием подошвами ног палк№ и т.п. Для закрепления достигнутых результатов коррекции используют упражнения в специальных видах ходьбы на носках, пятках, с параллельной установкой стоп. Исправлению положения пятки способствуют специальные пособия, применяемые во время занятий лечебной физкультурой, такие, как ребристые доски, скошенные поверхности и т.д. Все специальные упражнения включаются в содержание занятий вместе с ОРУ с возрастной дозировкой.

Чтобы ноги не болели

Данный комплекс упражнений направлен как на профилактику, так и на коррекцию уже имеющегося плоскостопия. Если ребенок будет заниматься хотя бы три раза в неделю, результат обязательно появится, мышцы и связки стоп и голени укрепятся.

Делать эти упражнения нужно босиком или в тонких носках. обязательно выполнять подряд весь комплекс, можно делать упражнения с перерывами, в течение дня.

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия выполняет первоклассница Маша.

Исходное положение – стоя , руками держимся за любую поверхность (стенка, край стола и так далее). Медленно приподнимаемся на сочки, считаем до трех и опускаемся на пятки, возвращаясь в исходное положение. Это упражнение тренирует икроножные мышцы.

Для выполнения этого упражнения нужен мячик — теннисный или небольшой резиновый. Поджав пальцы ног, зажимаем мячик ступнями и медленно передвигаемся. Таким образом мы тренируем внешний, и внутренний своды стопы.

Исходное положение — сидя на полу, упор сзади, ноги согнуты в коленях. Зажимаем подошвами небольшой мячик и подбрасываем его в воздух. Если ребенку трудно выполнять это упражнение, он может просто приподнимать и опускать ноги с зажатым мячиком.

Исходное положение — сидя на полу, упор сзади, ноги согнуты в коленях. Под пальцами ноги лежит носок (или платок, или любая другая полоска тонкой ткани). Пытаемся пальцами ноги скатать весь носок, убрать его под ступню. Делаем упражнение 3-4 раза каждой ногой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В процессе труда формируются жизненно необходимые качества личности, такие как выносливость, терпение, способность доводить начатое до конца, преодолевать трудности и добиваться успеха. И дело н.

Рекомендации для родителей.

Лечить плоскостопие труднее, чем предупредить. Поэтому главное внимание нужно уделять профилактике данного заболевания.

Что такое закаливание?Закаливание – это эффективное средство укрепления здоровья, профилактики многих заболеваний. Именно в стойкости к неблагоприятным воздействиям, прежде всего температурным и .

Какие массажные дорожки — коврики можно сделать своими руками для профилактика плоскостопия. Чем полезен массаж стоп.

Плоскостопие у детей первых лет жизни чаще является следствием общей ослабленности организма. Самым эффективным средством профилактики является общее укрепление организма ребёнка, достаточная его двиг.

С древнейших времен труд являлся важнейшим источником воспитания детей. В настоящее время его значение для развития ребенка сильно недооценивается. Множество родителей стремят.

Профилактика плоскостопия у детей — рекомендации

Плоскостопие – расплата человечества за прямохождение. Каждому четвертому ребенку до 3 лет ортопеды ставят этот неутешительный диагноз. Поэтому необходимо проводить профилактику плоскостопия детям с месячного возраста.

Плоская стопа – это не только косметический дефект. При плоскостопии быстрее устают ноги, повышается общая утомляемость, нарушается работа опорно-двигательного аппарата, появляются боли в ступнях и голени.

Врожденное плоскостопие встречается редко, в 3-10% случаев заболевания.

У большинства людей оно может возникнуть в разные периоды жизни, поэтому важно своевременно диагностировать и вылечить плоскостопие.

Причины плоскостопия у малышей:

  • Последствия перенесенного рахита.
  • Значительные нагрузки на неокрепшую стопу: слишком раннее хождение, длительное стояние в манеже.
  • Эндокринные нарушения и избыточный вес.
  • Травмы костей и мышц стопы и голени, когда нога долго находится без движения в гипсе.
  • Неправильно подобранная обувь или донашивание обуви после другого ребенка.
  • Паралитическое плоскостопие вызывается нарушением функций периферической и центральной нервной системы.

Чем раньше выявлено плоскостопие, тем больше шансов вылечить его полностью. Избавиться от него можно до полного окостенения скелета (12-16 лет), но желательно это сделать до 4-6 лет, в период активного развития опорно-двигательного аппарата.

Профилактика плоскостопия у ребенка

Профилактика плоскостопия у детей должна проводиться с самого раннего возраста, это необходимо делать для нормального развития ребенка: на 1 месяце жизни это массаж стоп, дальше подключается гимнастика, ванночки, обливания.

Важно своевременно посещать ортопеда, следить за динамикой развития ребенка, особенно в то время, когда он делает первые шаги.

Надо покупать ребенку правильную ортопедическую обувь. Вплоть до 10-летнего возраста детская пятка нуждается в прочной фиксации. Обувь должна быть удобной и плотно облегать ногу. Покупая ортопедические стельки, нельзя проявлять самодеятельность, необходимо обсудить это с ортопедом.

Это интересно:  Как выглядит плоскостопие фото

Необходимо применять оздоровительные процедуры: хождение босиком по песку и грунтовым дорожкам летом, и по специальным массажным коврикам в холодное время года.

Хороший эффект дают закаливающие процедуры: солевые ванночки, обтирание стоп, контрастные обливания.

Физические упражнения для профилактики плоскостопия полезны не только детям, но и их родителям. Они должны проводиться ежедневно в игровой доступной форме. Специальные комплексы на укрепление мышц голени и стоп должны чередоваться с упражнениями с предметами, когда ребенок поднимает с пола мелкие игрушки при помощи пальцев ног. Хорошо использовать наклонные и ребристые доски, шведскую стенку, гимнастические палки, мячики.

Важно следить за весом ребенка, чтобы избыточная масса тела не давила на свод стопы. Необходимо следить, чтобы ребенок не носил тяжести, ибо это приведет не только к плоскостопию, но и к нарушению осанки.

Надо научить ребенка правильно ходить: показать и объяснить, что при ходьбе стопы надо ставить параллельно друг другу, стараться не шаркать и не расставлять широко ноги.

Ребенка надо как можно раньше подружить со спортом, особенно с плаванием, при котором мышцы стопы работают наиболее эффективно. Комплекс регулярных профилактических мероприятий обязательно даст положительные результаты.

Рекомендации для родителей: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников»

Ребенок, имеющий плоскостопие, быстро утомляется, испытывает боли в области позвоночника, в тазобедренных суставах, коленях и ступнях. Освободиться от недуга довольно трудно, гораздо легче предотвратить его возникновение. Предлагаем комплекс специальных упражнений для профилактики плоскостопия.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для родителей: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников»»

Физкультура для детей дошкольного возраста

Дети — такие непоседы! Но не для того, чтобы усложнять жизнь взрослым, а просто такова физиологическая потребность молодого организма. Противоестественно и недальновидно заставлять детей сидеть на месте — это насилие над растущим организмом. Поэтому родителям надо реже употреблять окрики «не бегай», «не прыгай», «не крутись» и так далее, а направлять энергию детей в правильное русло с помощью физкультуры для детей.

Благодаря детской физкультуре есть шанс, что в будущем ребёнок самостоятельно будет заниматься физкультурой, а также снижается вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом — плоскостопие, сколиоз и так далее. Ведь большинство взрослых болячек родом из детства.

Физкультура для детей 2-3 лет

Идеальный вариант — именно с этого возраста начинать приучать детей к физкультуре. В 2-3 года дети импульсивны, легко возбуждаются и утомляются, поэтому длительность занятий должна быть 3-5 минут, включая 4-5 упражнений. Каждое упражнение надо повторять 4-6 раз, большое количество повторений будет утомлять ребёнка. Все упражнения детской физкультуры должны показывать родители и делать вместе с детьми.

«Птички» — ноги слегка расставлены, руки опущенные висят вдоль тела. Развести руки в стороны, помахать ими и опустить.

«Птички пьют» — ноги шире плеч, руки внизу. Наклон вперёд, руки отвести назад, выпрямиться.

«Прыг-скок» — ребёнок стоит произвольно и выполняет подскоки на месте. Можно чередовать с ходьбой.

«Хлопки» — ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела. Поднять руки вперёд, хлопнуть, опустить.

«Пружинки» — ребёнок стоит произвольно. Мягкие пружинистые полуприседания на месте.

Физкультура для детей 3-4 лет

В этом возрасте во время выполнения физкультурных упражнений надо начинать следить за правильной осанкой (особенно положение стоп и позвоночника). Правильное положение стоп — носки разведены немного шире, чем пятки, ребёнок опирается на всю поверхность стопы, а не отдает предпочтение внешнему или внутреннему краю. Для правильного формирования позвоночника надо следить, чтобы плечи были на одном уровне, а туловище не наклонялось влево или вправо без необходимости. Голову ребенок не должен сильно наклонять вперед или запрокидывать назад — взгляд направлен прямо. Тренировка состоит из 3-4 упражнений по 4-6 повторений.

«Ветер качает деревья» ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклоны в стороны, руки вверх.

«Собираем грибы» ноги слегка расставлены, руки внизу. Присесть, изобразить собирание грибов, выпрямиться.

«Листочки» — лёжа на спине, руки свободны. Перевернуться на живот, перевернуться на спину.

«Зайчики» — ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Прыжки на месте, можно чередовать с ходьбой.

«Велосипед» — лёжа на спине, руки и ноги выпрямлены. Выполнять сгибание и разгибание ног в коленях — поехали на велосипеде. Опустили ноги.

«Птички» — ноги слегка расставлены, руки внизу. Сесть на корточки, изобразить пальцами руки «как птичка клюет».

Физкультура для детей 4-5 лет

В этом возрасте надо обратить особое внимание на развитие стопы, так как при неблагоприятных условиях может начать формироваться плоскостопие. Зарядка должна состоять из 4-5 физкультурных упражнений с 5-6 повторениями. Начинаем тренировку с небольшой разминки — ходьба на носках, а затем на пятках в течение 30 секунд (это хороший способ профилактики плоскостопия), а уже затем переходить к основной части занятий.

«Повороты» — стоя,ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поворот вправо, развести руки в стороны, вернуться в исходное положение. То же в левую сторону.

«Наклоны» — сидя, ноги скрестить «по-турецки», прямые руки в упоре сзади. Выполнить наклон вперед, хлопнуть ладонями по полу перед ногами, хлопнуть ладонями как можно дальше,хлопнуть ладонями перед ногами и вернуться в исходное положение.

«Неваляшка» — лежа на спине, руки на затылке, локти выставлены вперед. Повернуться на бок, а затем вернуться в исходное положение. Затем поворот на другой бок и возвращение в исходное положение.

«Подпрыгивание с поворотом» — ноги слегка расставлены,руки на поясе. Выполнить 6-8 подпрыгиваний с поворотом вокруг себя.

«Приседание с мячом» — ноги параллельны, мяч удерживаем двумя руками внизу. Присесть — мяч в прямых руках перед собой, спину держать прямо, взгляд не опускать. Вернуться в исходное положение.

«Переложи мяч» — ноги на ширине плеч, обе руки опущены вниз, в правой руке мяч. Поднять обе руки вперед, переложить мяч в левую руку, вернуться в исходное положение. Поднять обе руки и переложить мяч в правую руку, вернуться в исходное положение.

Физкультура для детей 5-7 лет

В этом возрасте имеет смысл начинать обращать внимание на дыхание ребёнка — во время выполнения упражнений делать выдох, при возвращении в исходное положение — вдох. А также не забывать о формировании стопы и позвоночника.

«Достань до пятки» — стоя, ноги на ширине плеч, руки висят. Прогибаясь назад, слегка согнув колени, стараться правой рукой дотянуться до пятки правой ноги. Вернуться в исходное положение. Выполнить такое же движение для левой руки и ноги. Вернуться в исходное положение. Повторить 3-5 раз для каждой руки.

«Лошадки» — ноги на ширине плеч, прямые руки вперед. Поднять правую ногу, согнутую в колене, оттянув носок вниз, с одновременным махом обеих прямых рук назад. Вернуться в исходное положение. Выполнить такое же движение для левой ноги. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.

«Шагаем руками по стене» — ноги на ширине плеч, стоять лицом к стене на расстоянии шага, руки касаются стены на уровне груди. Перебирая руками по стене, наклониться до пола — выдох, тоже движение, но выпрямляясь — вдох. Повторить 4-6 раз.

«Следы» — ноги на ширине плеч, лицом к стене, руки на поясе. Поднять ногу, согнутую в колене, коснуться ступней стены — выдох. Вернуться в исходное положение — вдох. Выполнить такое же движение другой ногой. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.

«Ножницы» — ноги на ширине плеч, спиной к стене, руки в стороны, касаться ладонями стены. Прямые руки скрестить перед грудью — выдох. Вернуться в исходное положение, касаясь ладонями стены — вдох.

Это интересно:  Как лечить плоскостопие 2 степени у подростка

«Шагаем ногами по стене» — сидя лицом к стене, ноги согнуты, ступни прижаты к стене, руки в упоре сзади. Переставляя ноги по стене, выпрямить их. Вернуться в исходное положение. Дыхание в произвольном ритме. Выполнить 4-6 раз.

Выполнять физические упражнения с детьми можно как каждый день, так и через день в удобное для родителей время — эти факторы принципиально не влияют на положительный результат.

Рекомендации для родителей:

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников».

Ребенок, имеющий плоскостопие, быстро утомляется, испытывает боли в области позвоночника, в тазобедренных суставах, коленях и ступнях. Освободиться от недуга довольно трудно, гораздо легче предотвратить его возникновение. Предлагаем комплекс специальных упражнений для профилактики плоскостопия.

Практические советы для родителей

Лечебная гимнастика в домашних условиях с детьми:

1.При исходном положении — ноги врозь, носки повернуты внутрь — выполнять попеременные повороты корпуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край. Несколько минут походить на носках. Столько же походить на пятках. Немного походить с поджатыми пальцами ног. Походить с поднятыми пальцами ног

2.Несколько раз в день по 10—15 минут ходить на наружном крае стопы, как «мишка косолапый». Попытаться несколько раз пальцами ног поднять с пола любой мелкий предмет: карандаш, платок и т.д. Лечь на пол и двигать стопами влево и вправо, вперед и назад, сгибать и разгибать пальцы.

Водные профилактические процедуры.

И для детей, и для взрослых полезно перед сном сделать ванну для ног. Возьмите два тазика — с горячей (как только терпит нога) и холодной водой. Сначала распарьте стопы в горячей воде, затем опустите в холодную. Так попеременно 2—3 раза. Кожа станет красной, в ногах появится приятное ощущение. В воду можно добавлять немного морской соли, питьевой соды, настои ромашки, шалфея, дубовой коры, цветов бессмертника, листьев мяты перечной. После того как стопа распарилась, помассируйте ее, «вылепливая» своды стоп и как бы собирая стопу в «кулачок». И у детей, и у взрослых после такой процедуры наблюдается хороший сон.

Для того, чтобы при ходьбе стопа принимала физиологическую форму и не деформировалась, необходимо правильно подобрать обувь. Основная задача детских ботиночек — защищать ногу от ударов, придавать устойчивость и не препятствовать естественному развитию мышц стопы. Обувь должна быть легкой, изготовленной из натуральных материалов, с жестким задником и небольшим каблуком. Обязательной деталью любой детской обуви (и уличной, и домашней) должен быть супинатор. Этот маленький бугорок у внутреннего края подошвы поднимает продольный свод стопы и обеспечивает физиологически правильную фиксацию ножки. А вот ортопедическая коррекция и профилактика плоскостопия при помощи специальных ортопедических стелек детям дошкольного возраста (до 6—7 лет) не рекомендуется. От длительного ношения таких стелек у малышей может наступить атрофия связок стопы.

Отдавая ребенка в спортивную секцию, позаботьтесь о том, чтобы комплекс занятий соответствовал возрасту, весу и росту малыша. Для этого поговорите с педиатром и врачом по лечебной гимнастике (ЛФК). Постоянные перегрузки могут стать причиной серьезных проблем. Если у ребенка плоскостопие ему до выздоровления не стоит заниматься ритмической гимнастикой, бегом и прыжками. При плоскостопии малышу трудно смягчить удары при приземлении на пол, они приходятся на стопу и отдаются в позвоночнике. Это может привести к серьезным травмам скелета. Из всех видов спорта для профилактики и лечения плоскостопия лучше всего подходит плавание, когда мышцы стопы работают особенно эффективно. Поэтому, необходимо, чтобы дети с раннего возраста соблюдали режим дня, занимались в достаточном объѐме физической культурой, закаливанием, использовали мебель по своему росту, правильно питались. Лекарственных препаратов для лечения нарушения осанки не существует, плоскостопия, только физическая культура во всех еѐ формах способна укрепить мышечную систему, создать хорошо развитый мышечный корсет, а, следовательно, сохранить или воспитать правильную осанку и здоровье на долгие годы.

Инструктор по физической культуре: Любанская Н.А.

Рекомендации для родителей. Профилактика плоскостопия.

Рекомендации для родителей

по профилактике плоскостопия у детей младшего школьного возраста

Предупреждение плоскостопия у детей проводится в направлении улучшения состояния мышц и связок, выработки правильного режима нагрузки и рационального снабжения обувью.

Прежде всего, необходимо проводить общее закаливание организма, воспитывать у детей правильную осанку, научить ходить, не разводя слишком широко носки стоп. Совершенно необоснованно стремление родителей рано обучать детей стоянию и ходьбе. Необходимо бороться со стремлением девочек-подростков рано носить обувь с высоким каблуком, а также с очень узким носком. При пользовании такой обувью происходит перегрузка переднего отдела стопы.

В качестве профилактических мероприятий очень полезна ходьба детей босиком по мягкому грунту (рыхлая почва, песок), по неровной (галька, гравий) поверхности — стопа при этом рефлекторно «подбирается», происходит активное формирование сводов, укрепляются мышцы — сунинаторы стопы. Этому же способствуют ходьба босиком по бревну, лазание по канату или шесту, упражнения на равновесие с опорой на одну ногу и т. п.

Не меньшее значение в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви. Обувь должна плотно охватывать стопу (не быть тесной, и не болтаться), иметь небольшой каблук (1/14 длины стопы), с правильной продольной осью стопы (середина пятки — второй межпальцевой промежуток). Обувь должна иметь умеренную плотную выкладку внутреннего свода, на которую стопа «садится» (отдыхает) в случае утомления мышечно-связочного аппарата.

Продолжительность занятий 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку — на одной и на двух ногах.

1. Упражнение «КАТОК» — ребенок катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

2. Упражнение «РАЗБОЙНИК» — ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

3. Упражнение «МАЛЯР» — ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

4. Упражнение «СБОРЩИК» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переносе.

5. Упражнение «ХУДОЖНИК» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

6. Упражнение «ГУСЕНИЦА» — ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы).

Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.

7. Упражнение «КОРАБЛИК» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).

8. Упражнение «МЕЛЬНИЦА» — ребенок, сидя на полу с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в разных направлениях.

Это интересно:  Берут ли в армию с плоскостопием 1,2,3 и 4 степени

9. Упражнение «СЕРП» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.

10. Упражнение «БАРАБАНЩИК» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

11. Упражнение «ОКНО» — ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

12. Упражнение «ХОЖДЕНИЕ НА ПЯТКАХ» — ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

Профилактика плоскостопия у взрослых и детей, рекомендации для родителей

Рекомендации родителям по профилактике плоскостопия у дошкольников

1. Диагностика плоскостопия.

Если следы обуви имеют форму боба, то это нормальная стопа. Своды стоп приподняты и при ходьбе выполняют рессорную функцию.

Если же отпечаталась вся стопа – начинается плоскостопие. Если дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах – нужна помощь ортопеда.

ПО соотношению самой широкой и самой узкой части следа считается свод нормальным 1:4, уплощенным 2:4, плоским 3:4.

2. Упражнения для укрепления мышц свода стопы:

1. Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на поясе).

2. Ходьба на внешней стороне стопы – пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу.

3. Ходьба по ребристой доске.

4. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.

5. Ходьба боком по палке, толстому шнуру.

6. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.

7. Ходьба с перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.

8. Катать палку (d=3 см) вперед-назад (сидя).

9. Приподниматься на носки и опускаться на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.

10. Подняться на носки и выполнять приседание, держать за опору.

3. Значение правильной обуви:

1. Обувь должна быть по ноге.

2. Обувь должна быть на небольшом каблучке до 1 см с упругой стелькой и крепким задником.

УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЕТЯМ С ПЛОСКОСТОПИЕМ.

Продолжительность занятий 10 минут. Перед упражнением следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку – на одной и на двух ногах.

1. «Каток» — ребенок катает вперед-назад мяч, скакалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем другой.

2. «Разбойник» — ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

3. «Маляр» — ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

4. «Сборщик» — ребенок, сидя с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги мелкие различные предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.) и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переноске.

5. «Художник» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

6. «Гусеница» — ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Сжимая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова расправляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы и пятки могут касаться пола. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

7. «Кораблик» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).

8. «Серп» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см), согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.

9. «Мельница» — ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в разных направлениях.

10. «Окно» — ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

11. «Барабанщик» — ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

12. «Хождение на пятках» — ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ И ПРОФИЛАКТИКА ЕЕ НАРУШЕНИЙ

Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой.

К сожалению, родители не всегда уделяют внимание формированию у ребенка правильной осанки. А ведь именно семья несет основную ответственность за формирование правильной осанки, являясь своеобразным «архитектором» фигуры ребенка.

Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения.

Следует использовать словесные указания, показ, контроль за осанкой как со стороны взрослого, так и со стороны самого ребёнка.

Памятка для родителей

В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и в детском саду.

. У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул, кровать).

· Когда ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола, ноги согнуты в коленях под прямым углом.

Следите, чтобы ребенок сидел прямо, опираясь на обе

руки (нельзя, чтобы локоть свисал со стола); можно откинуться на спинку стула; нельзя наклоняться низко над столом.

. Не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой.

Лучше приучать детей спать на спине.

· Обратите внимание на то, чтобы дети не спали «калачиком» на боку с высокой подушкой, так как позвоночник прогибается и формируется неправильная осанка, появляется сколиоз.

. Следите за походкой ребенка. Не следует широко шагать и сильно размахивать руками,

разводить носки в стороны, «шаркать» пятками, горбиться и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление.

· Постарайтесь выходить чуть раньше, чтобы ребенку не пришлось бежать за родителями ,которые тянут его за руку, чаще всего за одну и ту же каждое утро. Все это может привести к дисбалансу мышечного корсета и нарушению осанки.

Статья написана по материалам сайтов: nsportal.ru, verochka.name, kopilkaurokov.ru, infourok.ru, xn--16-6kcq7d.xn--p1ai.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector